Золото, зуб и кислота: у каждого своя игра «Неудобная правда» Самита Алиева
В прошлый раз мы остановились на том, что в Конго началась полномасштабная война, бельгийская интервенция, отягощенная административным хаосом и, как оно почти всегда случается, практически разрушенной экономикой. Вмешательство СССР на стороне Лумумбы делу не помогает, пожар разгорается всё жарче и жарче, плюс у начальника генштаба Конго товарища Мобуту свои планы на будущее государства. Бельгия, США, СССР, Франция, сепаратисты – и у всех свой интерес.
Это была очень интересная игра, в которой наиболее умелым игроком оказался товарищ Мобуту. Ну, судите сами: президент Касавубу отправляет премьера Лумумбу в отставку, но конголезский парламент выступает на стороне Лумумбы. Лумумба своим указом отстраняет Касавубу от должности, но безуспешно, потому что его сторонники, а именно примерно треть конголезской армии, в этот момент воюют с сепаратистами Катанги. А товарищ Мобуту тем временем устанавливает полный контроль над оставшимися тремя четвертями конголезской армии и передает руководство ею американским военным инструкторам. Чья армия – того и власть, и товарищ Мобуту освобождает как президента, так и премьера от занимаемых должностей, причем сажает обоих под домашний арест. Но руки должны быть чистыми, а ризы кризис-менеджера – незапятнанными, чуть позже, в феврале 1961-го, он восстанавливает Касавубу в должности президента, но временно. Он его позже с должности снимет, за злоупотребления и несоответствие. Забегу немного вперед: товарищ Мобуту сам станет президентом, в 1971-м году вообще переименует Конго в Заир, и будет править и резвиться аж до 1997-го года, пока его не сместит более молодой и, как следствие, более резвый товарищ Кабила. Но вернемся в конец 1960-го года. Военные советники СССР покидают Конго, бельгийцы продолжают поддерживать сепаратистов, а США стараются укрепиться в регионе, и у них это неплохо получается.
Тем временем сторонник Лумумбы Антуан Гизенга поднимает восстание в одной из провинций. Патрис Лумумба отправляется туда 27 ноября, он уже стал знаменем национально ориентированных сил, он для очень многих представляет опасность, и именно поэтому по дороге, 1-го декабря, его перехватывают люди Мобуту, которые – внимание – передают его в руки катангских сепаратистов. В руки Чомбе. Лумумба был очень гордым и честным человеком, и он на самом деле очень любил свою страну, 30 июня 1960 года, в ходе официальной церемонии провозглашения независимости Конго, присутствовавший там лично бельгийский король Бодуэн в ходе своей речи описал конец колониального правления как «заслуженную кульминацию бельгийской цивилизаторской миссии» и выразил надежду, что правительство независимого Конго будет продолжать поддерживать тесные взаимоотношения с бельгийскими властями. Цивилизаторская миссия… кхм… звучит как «до нас вы жили на пальмах»… Мы ведь не забыли, что на пальмах жило 30 миллионов, а после осталось всего 15, нет? Так вот, Лумумба прямо бросил в лицо королю: «Мы больше не ваши обезьяны», выступление транслировалось по всему Конго и, разумеется, шло в прямом эфире и в Бельгии, и что-то мне подсказывает, что ему этого просто не простили. Лумумба был очень гордым и честным человеком, которого передали в руки сепаратистов. Его некоторое время пытали, а после хижину, где он находился под стражей, посетили Чомбе и… нескольких бельгийских политиков. 17 января 1961 года Лумумба с соратниками были расстреляны катангийскими солдатами, которыми командовали бельгийские офицеры. На следующий день трупы были расчленены и растворены в кислоте. Говорят, что последними словами Лумумбы перед смертью были: «Всё, чего я хотел, это чтобы дети моей страны ходили в школы».
В 2000 году бельгийский полицейский Жерар Соэте признался, что принимал участие в убийстве Лумумбы и даже сохранил на память его золотой зуб. В 2016 году дочь Соэте продемонстрировала золотой зуб, принадлежавший Лумумбе, затем этот зуб был изъят бельгийскими властями, и в июне 2022 года бельгийские власти передали его Демократической республике Конго. Бельгийские власти признали свою моральную ответственность за убийство Лумумбы и другие колониальные преступления в Конго. Я сам человек в достаточной степени циничный, но тут даже мне физиономию скривило. Они признали моральную ответственность… Как же это благородно с их стороны, а…
Неплохо для офицеров маленькой, миролюбивой и нейтральной страны, вы не находите? Мы ведь не забыли, что в свое время за нацистов воевал целый батальон СС под названием «Валлония»? В общем, товарищи творчески осмыслили славное наследие предков. Расстрелять, расчленить и растворить в кислоте. Но и это еще не все…
18 сентября 1961 года должна была состояться встреча между Чомбе и генеральным секретарем ООН Дагом Хаммаршёльдом. Вот согласитесь, что встреча лидера сепаратистов, пусть даже королевских кровей, с целым генсеком ООН в какой-то степени означает легитимацию режима, но тут случается что-то совершенно непонятное. 17 сентября самолет, в котором Даг Хаммаршельд летел в город Ндола, где и должна была состояться встреча, терпит авиакатастрофу. Погибли все 16 человек, находившихся на борту, — 10 пассажиров, включая Хаммаршёльда, плюс 6 членов экипажа. Наспех проведенное расследование установило, что катастрофа произошла по вине пилота, но… Говорят, были доказательства того, что самолет был попросту сбит. Как бы там ни было – правды мы, наверное, уже никогда не узнаем. Лидер катангских сепаратистов Чомбе умирает в июне 1969-го года, во сне, от сердечного приступа. Кстати, похоронен он в Брюсселе. Некоторые, по-моему, вообще ничего не стесняются, когда Чомбе был нужен – ему дали немного погулять по буфету, а как надобность в нем отпала – был человек, и нет человека. Частично войска ООН покинули Конго в 1964-м году, но только частично, поэтапный процесс окончательного вывода войск ООН с территории Конго начался – вы только не смейтесь – в январе 2024-го года и продолжается до сих пор. Потому что у каждого – своя игра.
Чуть не забыл, бельгийские компании до сих пор работают в Конго. Кобальт, медь и алмазы.