Азербайджан-Армения: прогресс и принцип «решать то, что можно сейчас» Размышления Орхана Амашова
Хотя нормализация азербайджано-армянских отношений продолжает сохранять набранные за последнее время обороты, можно предположить, что некоторые из самых трудных решений, которые предстоит принять, ещё впереди. Баку и Ереван по-разному понимают ссылку на Алматинскую декларацию как основу для дальнейшей делимитации межгосударственной границы, и впоследствии эти расхождения, скорее всего, приобретут более видимый характер. Тем не менее пока в переговорах о границе следует руководствоваться принципом «решать то, что можно сейчас» ради устойчивого прогресса в делимитации.
В настоящее время азербайджано-армянская нормализация находится далеко не в тупике, а на одной из самых конструктивных и продуктивных стадий: недавняя встреча министров иностранных дел двух стран и принятый 15 мая совместный протокол-описание о делимитации Газахско-Тавушского участка границы воспринимаются как обнадеживающие, и так и должно быть.
Мы мало знаем о том, что на самом деле было согласовано между Джейхуном Байрамовым и Араратом Мирзояном – министрами иностранных дел Азербайджана и Армении соответственно – в Алматы 10 мая, поскольку заявления для прессы, опубликованные обеими сторонами, несмотря на общий позитив, были лишены четкой конкретики, но при этом создается впечатление, что Баку и Ереван уже достигли некоторого ощутимого прогресса по тексту перспективного мирного соглашения и что их подходы к вопросу открытия коммуникаций постепенно обретают некоторые формы консенсуса.
Однако сегодня я бы хотел сосредоточиться на вопросе делимитации и демаркации границ, в котором был достигнут публично объявленный прогресс. 15 мая в ходе девятой встречи Государственной комиссии по делимитации государственной границы между Азербайджанской Республикой и Республикой Армения и Комиссии по вопросам делимитации государственной границы и пограничной безопасности между Арменией и Азербайджаном стороны подписали Протокол-описание отрезков линии границы непосредственно между населенными пунктами Баганис Айрым, Ашагы Аскипара, Хейримлы и Гызыл Гаджилы в Азербайджане; и Баганисом, Воскепаром, Киранцем и Беркабером в Армении, соответственно. В пресс-релизе также говорится, что участки границы должны быть приведены в соответствие с «юридически обоснованной межреспубликанской границей, существовавшей в рамках Советского Союза на момент его распада, с учетом уточнения координат на основании геодезических измерений на местности в соответствии с топографической картой Генштаба ВС СССР 1976 года, прошедшей процедуру дежурства в 1979 году».
Здесь много технических деталей, и, возможно, всё это звучит немного скучно. Что же нам делать с этим насыщенным административно-деловым жаргоном пресс-релизом? По сути, в нём говорится о том, что Азербайджан и Армения договорились о делимитации и демаркации 10–12-километрового участка северной части межгосударственной границы в соответствии с легитимной советской картой 1976 года, процедурно подтвержденной в 1979 году. Это также означает, что именно на этом участке границы Баку и Ереван фактически воссоздали то, что должно было быть юридически обоснованной линией разграничения между ними в 1991 году.
Данный прогресс также означает, что Азербайджан и Армения договорились по важнейшему вопросу на двусторонней основе, без какого-либо внешнего вмешательства и применения военных средств. То, что мы наблюдаем сегодня, в определенной степени является проекцией духа совместного заявления от 7 декабря 2023 года на более широкую мирную повестку дня, демонстрируя логику, которая должна привести нас к мирному соглашению.
Однако в том, что касается ссылки на Алматинскую декларацию 1991 года как основы для дальнейшей делимитации и демаркации межгосударственной границы, между Баку и Ереваном сохраняются некоторые разногласия — неудобная правда, о которой сейчас предпочитают не говорить.
По мнению Армении, конструкция, заложенная в протоколе от 15 мая, должна впоследствии распространиться на всю межгосударственную границу. Ереван считает, что текущая делимитация границы — это не проведение новых линий, а воспроизведение тех, что существовали в 1991 году. Армения понимает акцент на Алматинскую декларацию как метаморфозу бывших советских административных границ в официальную межгосударственную демаркацию.
С другой стороны, Баку, принимая тот же документ в качестве общеполитической основы для делимитации, придерживается мнения, что стороны должны занять более гибкую позицию, придерживаясь поэтапной методологии, занимаясь одним участком, а затем другим. Позицию Азербайджана можно охарактеризовать так: давайте решать то, что можно решать сейчас, а потом будем двигаться поэтапно.
С точки зрения Баку, насколько можно судить, протокол от 15 мая относится строго к участку границы Газах — Тавуш, а на остальной части границы потенциально могут быть использованы карты, составленные в другое, например более раннее, время. Кроме того, существуют определенные участки границы, в отношении которых может отсутствовать юридическая картографическая документация, и стороны могут быть вынуждены проводить новые линии, исходя из фактов на местах, географических особенностей того или иного района и т. д.
Армения твердо настаивает на том, что происходящее в настоящее время является воспроизведением линии границы 1991 года, и Ереван не делал никаких уступок. Это правда, что Ереван не пошел на уступки в вопросе делимитации границы. Однако идея воссоздания границы 1991 года имеет свои ограничения. Во-первых, тогда не было юридически определенной, четкой межгосударственной границы между Азербайджаном и Арменией. Во-вторых, в случае воссоздания границ 1991 года существует большая возможность для различных интерпретаций карт разных лет, юридическая приемлемость которых может стать причиной разногласий. В-третьих, безусловно, факты на местах на определенных участках могут иметь преимущество над картами.
Тот факт, что Азербайджан и Армения сейчас прилагают значительные усилия для поддержания положительной динамики, очень обнадёживает. Это крайне важно. Кроме того, антипашиняновские протесты против процесса делимитации с Азербайджаном вряд ли приобретут критический размах и поставят под угрозу политическую судьбу армянского премьера. Вероятность того, что он будет свергнут, ничтожно мала. Локомотив идёт полным ходом, и колеса упорно крутятся в правильном направлении. Мы движемся верным путем.