Битва за Шушу: стратегия, штурм и крах армянской обороны Анализ Modern War Institute
На сайте американского института Modern War Institute (MWI) опубликовано исследование директора-основателя MWI, полковника в отставке Лиама Коллинза, заведующего кафедрой изучения городских войн данного института Джона Спенсера и офицера пехоты Королевского канадского полка, майора Джейсона Геру, посвящённое битве за город Шуша. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az выдержки из данного материала.
«Битва за Шушу шла с 2 по 9 ноября 2020 года – в последнюю неделю Второй Карабахской войны. Этот город находится в самом сердце Карабаха – региона, который оставался международно признанной частью Азербайджана, но был оккупирован Арменией во время Первой Карабахской войны (1988–1994). Победа азербайджанских войск в битве за Шушу положила конец контролю Армении над большей частью региона и непосредственно привела к прекращению огня.
Битва за Шушу
В течение первых пяти недель Второй Карабахской войны азербайджанские войска неуклонно продвигались вглубь региона. 28 октября они начали подготовку к штурму Шуши. Освобождение города было поручено командованию Сил специального назначения, также к операции были привлечены другие рода войск. Фактически была сформирована объединённая оперативная группа, аналогичная той, что была создана для битвы за Гадрут в начале войны.
Эта группа включала в себя четыре роты сил специальных операций (SOF) (каждая из которых насчитывала около 110 солдат и включала в себя смешанный состав спецназа и коммандос); одну механизированную бригаду, состоявшую из четырёх батальонов, оснащённых бронетранспортёрами БТР-80, боевыми машинами пехоты БМП-2 и танками Т-72; и одну мотострелковую бригаду из четырёх батальонов. Операцию также поддерживали артиллерия и небольшие тактические беспилотные летательные аппараты (БПЛА).
Армяне удерживали Шушу с помощью батальона, дислоцированного в городе, и роты (около двухсот человек) в Дашалты. Эти подразделения были вооружены стрелковым оружием, пулемётами, миномётами, самоходными гаубицами 2С1 «Гвоздика» и ограниченным количеством противотанковых ракетных комплексов, в том числе 9К111 «Фагот», «Корнет» и других систем советско-российского производства. Они также располагали по меньшей мере четырьмя танками и четырьмя боевыми машинами пехоты БМП-2. Механизированный батальон оборонялся вблизи села Шушакенд, бригада находилась в Ханкенди.
Объединённая оперативная группа, стремясь избежать затяжных боёв и минимизировать ущерб городу, планировала отвлечь армянские войска от Шуши и изолировать город, чтобы не допустить подхода подкрепления. Таким образом, она ограничила использование артиллерии и тяжёлых миномётов и полагалась в основном на лёгкие в режиме прямого наведения.
План оперативной группы предусматривал наступление механизированной бригады на Шушакенд до начала боёв в Шуше, с тем чтобы заставить армян поверить, что это и есть основное направление штурма. Одновременно мотострелковая бригада должна была взять высоту к западу от Дашалты, чтобы не дать армянским войскам в селе направить подкрепление в Шушу.
Армянские командиры позже говорили, что батальоны, предназначенные для усиления флангов города, не выполнили приказы. Это значительно ослабило их оборону и позволило объединенной оперативной группе приблизиться практически без помех и сопротивления.
29 октября оперативная группа с помощью роты коммандос отбила высоту 1553 у небольшого армянского отряда. Штаб группы остался там с небольшим отрядом из восемнадцати коммандос, находясь в положении, позволяющем контролировать операцию с местности, и обеспечивающей максимальную видимость территории. Однако через тридцать минут армянская рота контратаковала, вынудив штаб отступить с занятых позиций. Вскоре объединённая оперативная группа перешла в контрнаступление и вернула себе высоту, на этот раз оставив на позиции более крупный отряд спецназа. В полдень армяне предприняли вторую контратаку, которая провалилась. Не сумев захватить высоту, армяне в течение всего дня обстреливали позицию из миномётов, но больше не предпринимали попыток вернуть её.
В ночь с 1 на 2 ноября механизированные и мотострелковые бригады оперативной группы начали выдвигаться. Первая продвигалась в направлении Шушакенда, а вторая двигалась к западу от Дашалты, чтобы обеспечить безопасность фланга. Вечером 2 ноября совместная оперативная группа высадила четыре отряда спецназа по пятнадцать бойцов в каждом, которые были специально отобраны для проникновения в Шушу. Их миссия была настолько секретной, что подразделения спецназа, наступавшие на Шушу с запада, узнали о ней лишь несколько недель спустя, во время разбора боевых действий. После проникновения в город группам было приказано занять позиции и ждать начала штурма.
Юго-западная группа обнаружила тропу, ведущую вверх по скалистому утёсу, после проведения детального разведывательного анализа, основанного на информации, полученной от человека, знакомого с этой местностью. Во время подъёма группа была замечена армянским наблюдательным пунктом, обстреляна и понесла потери: двое бойцов погибли и двое были ранены в результате обстрела из миномётов и тяжёлых пулемётов. Тем не менее, оставшиеся члены группы продолжили продвижение, пока не достигли своей позиции в лесистой местности на самой высокой части плато.
В ту же ночь первые две роты SOF начали проникновение. Двигаясь по горам, они обошли армянские позиции, проходя в двух-четырех километрах от окраин Шуши. Рельеф местности на этих подступах, с его крутыми склонами и лесным покровом, обеспечивал отличное укрытие, что позволило обеим ротам проникнуть незамеченными.
На рассвете 3 ноября группа спецназа, взбиравшаяся на утёс возле плаца на плато к востоку от Шуши, попала под обстрел. Группа на юге, которая поднималась по скале с помощью верёвок, достигла вершины плато, не попав в поле зрения противника, а затем проникла в город.
Группа, наступавшая с севера, была замечена с армянских наблюдательных позиций. После короткой перестрелки группа продолжила продвижение, перелезла через стены старой тюрьмы и вошла в город. Она понесла потери: один человек погиб, двое получили ранения, но продолжила продвижение к 9-этажной гостинице – одному из самых высоких зданий Шуши – и заняла снайперскую позицию на крыше. Когда бой начался, бойцы выборочно вступали в бой с армянскими войсками, чтобы посеять как можно больше хаоса и создать у армян ощущение, что азербайджанские силы повсюду.
3 ноября район покрылся густым туманом. Он не позволил азербайджанцам использовать средства воздушного наблюдения, но помог скрыть передвижения проникающих сил. К концу дня механизированные и мотострелковые бригады выполнили поставленные перед ними задачи. Первая захватила высоты к югу от Шушакенда, что позволило ей контролировать дороги, ведущие в село. Мотострелковая бригада овладела высотами вокруг Дашалты. После этого подразделения установили линии обороны и опорные пункты для защиты флангов рот SOF, которые вскоре должны были начать штурм Шуши. Эти наступательные действия имитировали основные атаки с целью выманить армянские резервы в обоих направлениях.
В ночь с 3 на 4 ноября на западной стороне Шуши третья рота SOF начала занимать позиции для штурма. Утром 4 ноября рота высадила взвод из тридцати солдат вдоль Лачинской дороги. В течение всего дня мотострелковая и механизированная бригады продолжали проводить отвлекающие боевые операции в Дашалты и Шушакенде.
5 ноября, около 6:00 утра, азербайджанский отряд специального назначения заметил армянскую роту пехотинцев, усиленную танком Т-72 и одной БМП-2, двигавшихся по дороге для усиления обороны Шуши. Не зная, что азербайджанцы уже достигли дороги, армяне двигались походным строем, а не боевым. Когда передовой отряд армянского подкрепления вышел за поворот, солдаты азербайджанского спецназа устроили засаду, открыв огонь из стрелкового оружия, в результате чего армяне бежали.
К югу от Шуши разведывательная рота мотострелкового батальона наткнулась на мины при попытке войти в Дашалты, что вынудило ее отступить. Оперативная группа приказала не входить туда, а вместо этого контролировать дорогу от Дашалты до Шуши, чтобы не дать армянским войскам направить подкрепление в город.
6 ноября, в 3:00 утра, оперативная группа приказала начать наступление на Шушу.
Северная рота спецназа первой достигла Шуши, войдя в город незадолго до рассвета с небольшого холма. Она двинулась к основной цели: старой крепости на севере, которая была построена в 1750-х годах для защиты от захватчиков. Шушинская крепость оставалась важным оборонительным объектом; поэтому рота SOF задействовала большую часть боевой мощи, чтобы захватить её. Рота продвинулась через главные ворота, а затем приступила к зачистке близлежащих зданий от армянских солдат. Обеспечив безопасность, бойцы SOF заняли оборонительные позиции вдоль стен крепости для защиты от контратак, которые могли исходить из Ханкенди.
Три северные роты разделили город на секторы, зачищая его с северо-запада на юго-восток. Четвёртая продвигалась по дороге в Шушу. Две роты спецназа в центре столкнулись с небольшими группами армянских сил, поддерживаемых танками, БМП и артиллерией. Густой туман усугубил хаос. Он не только помешал работе беспилотников, но и вынудил войска вступать в ближний бой, поскольку видимость во многих частях города была ограничена. Французский журналист, находившийся в Ханкенди, сообщил, что видел многих армянских солдат, которые были эвакуированы с огнестрельными и другими ранениями, свидетельствующими о рукопашных боях.
Армянские силы в городе считали, что боевые действия превратились в полный хаос, поскольку азербайджанские войска, казалось, атаковали со всех сторон. По словам одного солдата, все армянские пехотные подразделения отступали, даже когда артиллерийские экипажи продвигались вперёд. Эта неразбериха в сочетании с интенсивными ракетными ударами вызвала панику в рядах армянских войск и привела к их неконтролируемому отступлению из районов в Шуше и вокруг неё.
В течение дня азербайджанские солдаты, занимавшие позиции на Лачинской дороге, были вынуждены отражать две отдельные контратаки. Утром армянский отряд численностью 150–200 человек продвигался по дороге и по лесистой местности. По всей видимости, это были войска Министерства внутренних дел и, возможно, курсанты, что свидетельствовало о том, что Армения исчерпала свои боевые возможности.
Во второй половине дня армянские войска вернулись с двумя танками и поддержкой артиллерии и миномётов. В бою азербайджанские силы понесли значительные потери – восемь убитых и одиннадцать раненых. Тем не менее, с помощью мотострелковых войск и артиллерии азербайджанцы смогли удержать позиции, а затем заставили армян окончательно отступить.
По итогам тяжёлого дня боевых действий подразделения специального назначения завладели примерно половиной города.
Утром 7 ноября солдаты обеих сторон проснулись, если они вообще спали, под мелким дождём, который шёл почти весь день. Это поставило атакующих азербайджанских солдат в значительно невыгодное положение. Солдаты исчерпали запас противотанковых управляемых ракет (ПТРК). Чтобы добраться до своих позиций, они должны были преодолеть почти десять километров по горной, лесистой местности, неся на спинах всё необходимое для боя. Поэтому они имели при себе только ограниченное количество гранат и миномётов.
Тем не менее, подразделения SOF продолжали медленное продвижение. Бои продолжались, поскольку небольшие отярды армянской пехоты продолжали сопротивляться. Около полудня того же дня азербайджанские подразделения наконец пополнили запасы, получив столь необходимые ПТРК – и как раз вовремя, поскольку им нужно было отразить армянские контратаки из Ханкенди. В 13:35, после взятия здания «городской администрации Шуши» (кавычки – Caliber.Az), солдаты SOF сбросили «флаг арцаха» (кавычки – Caliber.Az.) и подняли флаг Азербайджана. К концу дня роты SOF обеспечили безопасность большей части города.
При этом спецподразделениям пришлось быстро перейти к обороне - им пришлось отражать три крупные контратаки из Ханкенди. В 19:00 подразделения сухопутных войск Армении начали массированную контратаку из Ханкенди, в которой участвовало до тысячи солдат. Защищаясь на позиции у дороги Шуша — Ханкенди и на боевых позициях вдоль стен крепости, тюремных стен и других зданий, бойцы азербайджанского спецназа при поддержке артиллерии отразили контратаку, убив и ранив многих и заставив остальных бежать. Хотя это была последняя отчаянная попытка Армении удержать город, это была не последняя их попытка нанести урон атакующим силам.
8 ноября, около 8:00 утра, азербайджанские солдаты сообщили, что армянские войска в течение часа вели массированный артиллерийский обстрел Шуши. Армянские войска на протяжении всего сражения использовали артиллерию для нанесения точечных ударов, но этот обстрел отличался по интенсивности, продолжительности и, по-видимому, менее избирательному нацеливанию. Сообщается, что два крупных ракетных удара были нанесены с помощью оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер».
В последние дни сражения в армянских подразделениях царила суматоха и дезорганизация. По словам одного солдата, отряды передвигались без чётких указаний, некоторые отступали, а другие попадали под ракетные удары, не видя противника. Солдат рассказал, что укрылся под танком, боясь, что тот может переехать его, что показывает тактический хаос, возникший в результате нарушения дисциплины в оборонительной линии.
8 ноября президент Азербайджана Ильхам Алиев объявил об освобождении Шуши и поздравил азербайджанский народ со славной победой. На следующий день премьер-министр Армении Никол Пашинян подписал Трёхстороннее заявление о прекращении огня, заключённое при посредничестве России. Оно предусматривало передачу всех территорий в Нагорном Карабахе, которые азербайджанские войска освободили в ходе конфликта, включая Шушу.
Извлечённые уроки
Первый урок, извлечённый из битвы за Шушу, заключается в том, что даже небольшие города могут иметь тактическое, оперативное и стратегическое значение. Население города составляло всего 4064 человека, но расположение города вдоль Лачинского коридора делало его ключевым узлом для поддержания армянских сил в Карабахе. Его освобождение перерезало эту линию жизнеобеспечения и помогло положить конец войне. Не менее важно, что Шуша имела символическое, культурное и политическое значение для Азербайджана. В современных конфликтах такие города часто становятся решающими не из-за своего размера, а из-за того, что они олицетворяют.
Ещё один урок заключается в том, что в войнах часто выигрывают не только благодаря огневой мощи и маневру, но и благодаря лидерству, сплочённости и воле. Крах армянской обороны в Шуше был вызван не только тактическими неудачами, но и провалами в командовании и управлении. Несколько батальонов отказались усилить ключевые позиции, а артиллерийским подразделениям поступали противоречивые приказы. Эти трудности в сочетании с недостаточной подготовкой к ведению боевых действий в городах и горных условиях подорвали сопротивление армян изнутри.
Один из уроков операции также заключается в важности объединения сил специального назначения и других родов войск в интегрированные формирования. Это было очевидно и в битве за Гадрут. Спецназ Азербайджана был хорошо обучен и подготовлен для ведения боевых действий в городских условиях. Солдаты SOF обладали навыками и выносливостью, необходимыми для сложного подъёма на плато и атаки города с неожиданного направления, но они не могли отразить крупные контратаки. Войска других родов войск сыграли решающую роль в изоляции Дашалты и втягивании армянских подразделений в боевые действия в Шушакенде. Такое сочетание точности и профессионализма с мобильностью оказалось решающим в битве за Шушу.
Второй урок заключается в том, что БПЛА надёжны не во всех погодных условиях. Много говорили о роли, которую беспилотники сыграли в успехе Азербайджана в войне, но в течение большей части битвы за Шушу они не были задействованы из-за густого тумана.
Третий урок заключается в необходимости того, чтобы значительная часть военных была хорошо подготовлена к ведению боевых действий в городских условиях. Азербайджан начал подготовку спецназовцев к ведению боевых действий в городских условиях ещё в 2014 году и построил для этой цели учебные полигоны, имитирующие городскую местность. Армянские войска, напротив, полагали, что бои останутся в пределах линии соприкосновения, и не готовили подразделения для обороны в городах. Когда боевые действия переместились в Гадрут и Шушу, армяне оказались не готовы ни морально, ни материально.
Четвёртый урок заключается в необходимости достаточного количества военнослужащих, владеющих навыками ведения боевых действий в горных условиях. Силы специального назначения Азербайджана были хорошо подготовлены. Один офицер рассказал, что до войны проходил учения по ведению боевых действий в горных условиях в Турции, Пакистане, Швейцарии, Италии и Германии. Чтобы достичь плато, азербайджанским силам специального назначения пришлось преодолеть более четырёхсот метров крутого склона.
Азербайджанские силы специального назначения вошли в Шушу, неся на себе лишь то вооружение, которое могли нести. После дня напряжённых боёв им потребовалось пополнение запасов для продолжения наступления. Это пополнение позволило им завершить зачистку города и отразить контратаки.
Последний урок – необходимость быть готовым к обороне городской территории сразу после овладения ею. За успешным штурмом почти всегда следуют контратаки противника, направленные на возвращение ключевых позиций. В Шуше азербайджанским силам специального назначения пришлось не только зачищать город, но и оборонять его от многочисленных контратак, в одной из которых участвовало до тысячи армянских солдат. Умение плавно переходить от наступления к обороне и занимать опорные пункты имело решающее значение для сохранения территориальных завоеваний, достигнутых в ходе каждого дня боёв.
Заключение
Битва за Шушу служит ярким примером того, как современный городской бой может определить исход более масштабной кампании. Шуша благодаря своему расположению и символизму имела стратегическое значение. Как только азербайджанские войска взяли город под контроль, стало ясно, что война окончена. Азербайджан освободил около 80 процентов территорий, утраченных в ходе Первой Карабахской войны.
Битва показала, что тактическая инициатива, подготовка и способность к адаптации зачастую перевешивают численный перевес. Использование Азербайджаном высококвалифицированных сил специального назначения, скоординированных с обычными подразделениями и поддержанных выборочным применением артиллерии и БПЛА, оказалось критически важным. Способность войск использовать рельеф местности, незаметно передвигаться и обеспечивать поддержку в сложных городских и горных условиях позволила им преодолеть сопоставимую по численности, но гораздо менее подготовленную армянскую оборону.
Уроки Шуши, особенно связанные с интеграцией сил, обеспечением и использованием рельефа местности, должны учитываться при формировании будущих сил и подготовке к боевым действиям в сложных городских операциях», – говорится в материале.
Перевод: Фарах Мамедли