Блеск и нищета парижанок И парижан. И французов. И Франции в целом
Я не ставлю задачу приобщиться к хору голосов (в основном раздосадованных и даже возмущенных), высказавшихся о церемонии открытия Олимпиады 2024. Это был не слишком удачный творческий эксперимент. Злорадствовать над неудачами и огрехами, коими изобиловал спектакль неопределенного жанра, тоже не стану. Слезы организаторов смывал дождь. Впрочем, он же был одной из причин рыданий создателей олимпийского винегрета.
Взяться за перо заставил комментарий мэра Парижа мадам Идальго. Гениальность церемонии, согласно сей даме, в том, чтобы вложить «силы, юмор и эмоции» и собрать всех вместе. Как она утверждает, многие признавались, что это было гениально до мурашек. Так по-французски! Кстати, после того как Идальго на днях искупнулась в Сене, в реке поднялся уровень загрязнения. Говорят, из-за дождя. Ну, не знаю, не знаю. Не менее хорошо известный министр внутренних дел Франции с аптечной фамилией «Дярман»ен заявил, что церемония подчеркнула, что Франция – свободная страна.
И знаете что? Я с ними согласен. Безграничная ирония, перетекающая в циничное ехидство, вечная неудовлетворенность всем и вся, когда даже «да» это в первую очередь «нет», и потом уже «может быть, да», превращенная в хобби и способ времяпровождения привычка протестовать, бесспорный талант, срывающийся в эпатаж, тотальная свобода и нежелание считаться с чем-либо, кроме собственного «я», палитра эмоций от ступора до тошноты – вот суть уродливых проявлений «французскости» Парижа-2024. И, безусловно, «вместе» – «еnsembles» на французском. Ведь за всем этим вынужден наблюдать весь мир.
Негативные черты есть у любого без исключения народа. Но превратить их в знамя и гордо тыкать в них мордой до приведших в восторг парижскую градоначальницу мурашек – здесь французы кому угодно дадут фору. Открытие Олимпиады, как и сами игры в Париже, получаются очень французскими. Мы это предсказывали, когда упоминали о неизбежности мух в супе. Съезжают из олимпийской деревни недовольные спортсмены из Южной Кореи (им вообще особо «повезло» – их на открытии объявили как северокорейцев), отказываются от участия в церемонии закрытия словаки, еще раз признаются в любви к армянам и наплевательскому (читай «французскому») отношению к международному праву комментаторы французского телевидения, заявляя об «оккупации» Карабаха Азербайджаном.
Париж демонстрирует блеск и нищету. Тем, кто знаком с произведением великого Бальзака под названием «Блеск и нищета куртизанок», знают, что оно входит в цикл «Человеческая комедия» и знаменует величие и ущербность.
Я лично искренне желаю всем олимпийцам успеха. Десятки тысяч спортсменов и миллионы их поклонников по всему миру заслуживают право просто насладиться великолепным зрелищем. Уже прозвучал гимн столь нелюбимого хозяевами игр Азербайджана. И наш спортсмен, по-братски поцеловавший побежденного соперника в лоб, продемонстрировал наше величие не только как спортсменов, но и просто как людей.
Но, как бы я не хотел ошибиться, что-то мне подсказывает, что главный конфуз для французов еще впереди…