Financial Times: Армяно-азербайджанское урегулирование и 4 сигнала миру Перевод Caliber.Az
В британской газете Financial Times опубликована статья Тони Барбера, посвящённая армяно-азербайджанскому урегулированию.
Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала.
От редакции: Тони Барбер - редактор газеты Financial Times. Он работал иностранным корреспондентом в Австрии, Бельгии, Германии, Италии, Польше, бывшем Советском Союзе, США и бывшей Югославии.
«Представьте себе, если бы Россия вывела войска со всех оккупированных украинских территорий, а русскоязычные жители Донбасса и Крыма отказались от сепаратизма в обмен на автономию и гражданские права. Учитывая стремление Владимира Путина аннексировать большую часть Украины, такой исход в настоящее время представляется невозможным. Но для многих стран мира это покажется разумным решением.
В продолжающемся уже 35 лет конфликте между государствами Южного Кавказа - Арменией и Азербайджаном - урегулирование по такому сценарию начинает казаться возможным. 22 мая премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что он готов признать суверенитет Баку над Карабахом - армянонаселенным регионом в Азербайджане. Его главным условием было то, что правительство в Баку «должно защищать права и безопасность карабахских армян».
Со своей стороны, президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил на прошлой неделе, что имеются «возможности для выхода на мирное соглашение, тем более принимая во внимание, что Армения официально признала Карабах частью Азербайджана».
Заключение соглашения послало бы миру четыре сигнала. Во-первых, оно положит конец давнему территориальному конфликту в бывшем Советском Союзе, начавшемся в 1988 году. Во-вторых, это способствовало бы стабильности на Южном Кавказе - хрупком регионе, где ЕС, США, Россия, Турция, Иран и Китай ведут напряженную борьбу. В-третьих, соглашение показало бы, что, несмотря на войну в Украине и на то, что дипломатические усилия посредников на Южном Кавказе не совсем скоординированы, западные правительства и Россия могут прийти к выводу, что урегулирование конфликта отвечает их общим интересам.
Четвертый сигнал был бы более показательным с точки зрения суровых реалий геополитики. Одна из причин, по которой урегулирование находится в пределах досягаемости, заключается в том, что Баку одержал верх в военной схватке с Ереваном. Несомненно, этот урок не останется незамеченным украинцами.
Во время войны 1991-1994 годов, в которой погибло около 30 000 человек, Армения захватила контроль над Карабахским регионом и, частично или полностью, над семью районами вокруг него - международно признанной территорией Азербайджана. В ходе шестинедельной войны в 2020 году, которая стоила жизни еще 8000 человек, азербайджанские войска отвоевали почти все ранее утраченные земли. С тех пор Баку пользуется этим преимуществом, склоняя Пашиняна к уступкам по карабахскому вопросу.
Мирное урегулирование отнюдь не является однозначным. На встрече в Москве 25 мая под эгидой Путина Пашинян и Алиев обменялись резкими высказываниями по поводу решения Баку установить погранично-пропускной пункт в Лачинском районе, на условной армяно-азербайджанской границе.
Политика Пашиняна вызвала возмущение в Карабахе и в большей части армянского общества, где мечта о едином политическом пространстве, объединяющем этот регион с Арменией, похоже, рушится. Отношения Еревана с Москвой находятся в плачевном состоянии из-за отказа возглавляемого Россией военного блока ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности) принять сторону армян в недавних столкновениях с азербайджанцами. США и ЕС выступают за восстановление территориальной целостности Азербайджана - с гарантиями для жителей Карабаха.
Тем не менее, если Запад и Россия смогут предотвратить распространение антагонизма на Южном Кавказе, и, если Азербайджан развеет страхи карабахских армян, мир может быть достигнут. Это было бы большим достижением в неспокойном мире», - написал Тони Барбер.
Перевод: Фарах Мамедли