«Между Баку и Ереваном начало формироваться доверие» Хазар Ибрагим для Washington Examiner
В американском журнале Washington Examiner опубликовано интервью с послом Азербайджана в США Хазаром Ибрагимом. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az выдержки из данного материала.
«Президент США Дональд Трамп удивил весь мир, объявив о том, что президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян встретятся в Овальном кабинете для подписания исторического мирного соглашения. Эта дипломатическая победа обеспечила Соединённым Штатам значительное влияние в Кавказском регионе, который исторически находился вне сферы их интересов.
В интервью журналу Washington Examiner посол Азербайджана в США Хазар Ибрагим сказал, что лидерство Трампа стало ключевым фактором заключения сделки. Он заявил, что Баку с самого начала второго президентского срока Трампа был уверен в позитивных сдвигах на Южном Кавказе, учитывая благоприятные отношения с США во время его первой каденции.
«Мы увидели стратегическое видение. И, конечно, президент Трамп – настоящий лидер, настоящий миротворец. Именно поэтому мы с самого начала знали, что будут прилагаться усилия, не только в нашем регионе, но и по всему миру, – сказал Ибрагим. – И поэтому совершенно естественно, что новая администрация проявила интерес к установлению мира и развитию региона, мы работали вместе – и вот мы здесь».
Соглашение («Соглашение об установлении мира и межгосударственных отношений между Азербайджанской Республикой и Республикой Армения» - Ред.) от 8 августа включает несколько документов и, строго говоря, не является полноценным мирным договором. Министры иностранных дел обеих стран парафировали проект мирного соглашения, а Алиев и Пашинян подписали совместную декларацию о стремлении к долгосрочному миру.
Конкретное предложение, изложенное в документах, устраняет одно из самых давних препятствий на пути к миру – создание коридора, соединяющего основную часть Азербайджана с Нахчываном, и получившее название «Маршрут Трампа во имя международного мира и процветания» (TRIPP).
На встрече в Белом доме, в ходе которой состоялось подписание документов, Алиев и Пашинян пожимали друг другу руки – поразительный контраст с враждебностью, которая определяла армяно-азербайджанские отношения с начала Первой Карабахской войны.
Посол Ибрагим подчеркнул, что главным препятствием на пути к миру был психологический барьер: «Всё дело в доверии, я считаю. Потому что с момента восстановления независимости, Азербайджан и Армения ни разу не жили в условиях подлинного мира. Была оккупация. Мы пытались решить эти вопросы очень долго. Были посредники. Ничего не происходило. И, конечно, не было доверия. Я думаю, сейчас это доверие начало формироваться. Это было самым большим препятствием. Я не скажу, что у нас сегодня полное доверие – это буквально невозможно. Было бы нечестно так говорить. Но сейчас между Азербайджаном и Арменией есть растущее доверие».
Посол отметил, что именно лидерство Трампа стало ключевым фактором заключения соглашения.
«Я думаю, обе стороны работали эффективно и честно, – сказал он. – Но для того, чтобы заключить мир, нужен глобальный лидер, готовый взять на себя инициативу и помочь. И вот буквально шесть месяцев назад появился такой лидер, который хотел принести мир».
Он отметил, что Белый дом и Госдепартамент США были «непосредственно» вовлечены в переговоры, но влияние Трампа не требовало его постоянного личного присутствия на обсуждениях.
«Он – президент США. У него глобальная повестка. Он не может тратить каждую минуту на один вопрос. Но он был движущей силой, и сделал это возможным», – сказал посол.
При этом Ибрагим отметил, что в международных отношениях всегда должна быть взаимность, и что Армения не допускает возвращения азербайджанских беженцев, изгнанных в 1980–1990-х годах.
«Мы действительно считаем, что каждый человек имеет право вернуться туда, куда он хочет. Но всё должно быть законно. И на самом деле, для тех армян, которые покинули Азербайджан, наше правительство немедленно создало специальный портал, через который они могут подать легальный запрос на возвращение. Но для азербайджанцев, покинувших Армению, таких условий не существует.
Что касается армян, которые представли перед судом в Азербайджане, дело не в том, что мы хотим судить кого-то просто так. Если есть обвинения в нарушениях, особенно в тяжких преступлениях, как считает одна из сторон, то должен быть правовой процесс, и он является юридическим, а не политическим. У каждого есть право на защиту. Но в конечном итоге закон есть закон. Он должен быть одинаков для всех: для азербайджанцев, армян, внутри страны и на международном уровне», - сказал посол Азербайджана.
Остаётся одна серьёзная проблема, которую, возможно, труднее всего решить: Конституция Армении содержит положение о Карабахе, что Азербайджан считает неприемлемым.
«Мы всегда были очень откровенны и открыты с нашими армянскими коллегами. Мы все понимаем, что, если в отношениях между двумя странами одна из сторон имеет территориальные претензии к другой, можно подписать миллион соглашений, 10 000 договоров – это не сработает. Поэтому единственным оставшимся препятствием является Конституция Армении, содержащая территориальные претензии к Азербайджану, – сказал Ибрагим. – И мы надеемся, что в очень короткий срок это положение будет изменено в Армении, и тогда мы с радостью подпишем окончательное мирное соглашение».
Посол Ибрагим выразил оптимизм в том, что после встречи в Вашингтоне между странами может начаться новый этап сотрудничества. В качестве примера он привёл Германию и Францию после Второй мировой войны.
«Кто мог оказаться в более сложной ситуации, чем Германия и Франция? Но благодаря сотрудничеству им удалось начать процесс европейской интеграции. Скажите, где сегодня Европейский Союз, где Германия, где Франция? Почему бы не добиться того же на Кавказе?» – отметил он.
Посол подчеркнул, что «работа уже началась», отметив первый прямой телефонный разговор между главами МИД Армении и Азербайджана», – говорится в материале.
Перевод: Фарах Мамедли