Миссия преткновения: зачем Армении EUMA? Статья Онника Крикоряна
На британском сайте Commonspace.eu опубликована статья журналиста Онника Джеймса Крикоряна, посвящённая вопросу вывода разведывательно-наблюдательной миссии EUMA, действующей с армянской стороны условной границы с Азербайджаном. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az выдержки из данного материала.
«Ожидается, что в декабре переговоры между Азербайджаном и Арменией возобновятся. Однако пока неизвестно, будет ли достигнуто соглашение в ближайшее время, поскольку прошлые попытки не увенчались успехом. Тем не менее, теперь может появиться некоторая ясность в отношении трёх ключевых вопросов, которые, как считается, препятствуют прорыву. В начале ноября председатель Центра анализа международных отношений (AIR) в Азербайджане Фарид Шафиев описал на своей странице в Х конкретные вопросы, которые остались нерешёнными. Хотя ни один из пунктов не является чем-то новым, только первый из них подтвержден в качестве основного препятствия. Армения должна будет внести изменения в свою конституцию, чтобы подтвердить «волю армянского народа отказаться от любых территориальных претензий к Азербайджану», тем самым исключив любые попытки вернуться к ситуации до 2020 года.
Второй пункт, по словам Шафиева, заключается в том, чтобы не допустить предъявления Арменией юридических претензий к Азербайджану.
Третий вопрос, однако, оказался неожиданным, хотя Баку последовательно критиковал развертывание миссии Европейского союза в Армении (EUMA) с февраля 2023 года, тогда роль миссии была ограничена двумя годами. Баку хочет, чтобы миссия ушла, когда в начале следующего года истечёт срок её полномочий. В Баку полагают, что дальнейшее присутствие может позволить Еревану отложить заключение мирного соглашения.
Но для армян EUMA обеспечивает безопасность на границе до тех пор, пока не будет достигнут прочный мир. Именно поэтому некоторые были обеспокоены высказываниями премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Он предположил, что EUMA может быть выведена с недавно демаркированного участка армяно-азербайджанской границы. Пашинян также прокомментировал другие вопросы, поднятые Шафиевым. Как обычно, он отверг утверждения Баку о том, что Конституция Армении содержит претензии на азербайджанские земли несмотря на то, что сам подразумевал подобное.
Пока неясно, как Баку отреагирует на комментарии Пашиняна, но подобные предложения в прошлом были отклонены. Тем не менее, некоторые азербайджанские аналитики, включая Шафиева, предположили, что решение конституционного вопроса может включать в себя предоставление определенного периода времени для внесения изменений, и не потребует немедленных действий. Однако ситуация с EUMA более сложная, учитывая, что протяженность границы между Азербайджаном и Арменией составляет 1 000 км – гораздо больше, чем участок в 12,7 км, который предлагает Пашинян. Тем не менее, соглашение о выводе иностранных сил только с демаркированных участков границы, по крайней мере, в теории, является положительным шагом. На демаркированном участке армяно-азербайджанской границы военные были выведены, а их обязанности взяли на себя пограничники. После ухода российских пограничников из ереванского аэропорта «Звартноц» в конце августа и с учетом того, что в следующем году армянские погранслужащие должны присоединиться к российскому контингенту на границе с Ираном и Турцией, остаётся неясным, достаточно ли у Армении пограничников для того, чтобы контролировать что-либо ещё.
Постепенный вывод EUMA может быть более приемлемым для решения этого вопроса. Один из азербайджанских аналитиков предположил, что это может быть в форме сокращения численности вооруженных сил с переводом персонала в Пограничную службу. Но помимо недовольства Азербайджана, Иран и Россия также продолжают выражать беспокойство по поводу присутствия миссии в регионе, которую большинство считает соперничающей за геополитическое влияние после начала российско-украинской войны в феврале 2022 года. Это останется верным независимо от того, будет ли достигнуто соглашение между Арменией и Азербайджаном или нет.
Тем не менее, EUMA все равно может быть выведена с демаркированных участков границы, независимо от более широкого политического контекста. Основной целью развертывания миссии было укрепление доверия к процессу демаркации границы. Показательно, что Пашинян предложил частично отозвать EUMA Баку, а не Брюсселю, где окончательные решения по таким вопросам принимаются по просьбе самого Еревана. В отсутствие мирного соглашения Ереван, безусловно, хочет, чтобы она сохранилась. Однако, чтобы умиротворить Баку, ЕUMA должна также четко сформулировать стратегию выхода, особенно если её дальнейшее присутствие будет зависеть от поэтапного процесса демаркации. Однако, поскольку время идёт, решение должно быть принято в ближайшее время», – написал Крикорян.
Перевод: Фарах Мамедли