Можно ли доверять вероломному? «Неудобная правда» Самита Алиева
В январе 1965 г. несколько сотрудников партийных и государственных органов тогдашнего Степанакерта, а отныне и до самого Судного Дня — Ханкенди, обратились в ЦК КПСС с просьбой об отделении НКАО от Азербайджанской ССР и присоединении ее к Армянской ССР. Разумеется, их подстрекали и консультировали из Еревана, причем выдвинутые требования носили исключительно социально-экономический характер, разумеется, это был хитрый такой повод для просьбы о присоединении Карабаха к Армении. Но не вышло, потому что врали те сотрудники партийных и государственных органов хуже цыгана на лошадиной ярмарке.
Например, обиженным голосом, ну, в контексте письма — хорошо, обиженным почерком сообщали о том, что якобы степанакертский цементно-бетонный завод был переподчинен Бардинскому району. Только вот результаты проверки Комиссии партийного контроля показали, что такого завода в тогдашнем Степанакерте просто не было. А потом, чуть позже, не стало и самого степанакерта, и это уже навсегда. Что же касается завода, то он, завод, там обязательно будет, не извольте сомневаться. Строим мы много, а будем строить еще больше. Кому не нравится — ну, Господь ему противник.
Претензии претензиями, но армянские шовинисты работали по всем направлениям, вот что об этом пишет Томас де Ваал, которого трудно обвинить в симпатиях к Азербайджану: «В послевоенные годы (имеется в виду Вторая мировая война) многие армяне — уроженцы Карабаха осели в Москве, Ереване и Ташкенте, и их взаимные связи позволили создать широкую неформальную сеть, позволявшую координировать совместные действия по всему Советскому Союзу. Центром этой сети был тоже Мурадян, однофамилец председателя совмина Армянской ССР, но — Игорь. Игорь Мурадян был выходцем из семьи карабахских армян, и ему было всего тридцать лет. Вырос он в Баку, а во второй половине восьмидесятых работал в столице Армении, Ереване. Так вот, по словам самого Мурадяна, летом 1986 г. карабахские армяне получили первую партию легкого стрелкового оружия из-за рубежа. Впоследствии поставки оружия стали осуществляться регулярно, причем «почему-то было много оружия чешского производства». Разумеется, это оружие шло в Нагорный Карабах. «Все организации в Карабахе были вооружены. Все местные комсомольские вожаки имели личное оружие» — заметьте, я просто цитирую слова Мурадяна и никакой отсебятины.
Далее. Есть версия, опровергнуть которую довольно сложно. С 1978-го по 1988-й год председателем КГБ Армянской ССР был Мариус Арамович Юзбашян. Так вот, именно Мариус Арамович скрывал от руководства КГБ СССР информацию о действиях в Армении представителей международной армянской террористической организации — АСАЛА. И это не домыслы, это вывод генерал-майора КГБ Вадима Николаевича Удилова. Кстати, именно он в 1977-м году руководил оперативно-розыскной группой, которая занималась делом Затикяна, серией терактов, совершенных в Москве, о них я как-нибудь обязательно расскажу поподробнее. Так вот, с 1978-го по 1980-й Удилов был заместителем начальника Аналитического управления Второго главного управления КГБ СССР, а потому знал, о чем говорил. АСАЛА была создана в 1975-м году Акопом Акопяном, который в начале 70-х был тесно связан с палестинскими организациями. Есть информация, что некоторое время он даже состоял в Народном Фронте Освобождения Палестины, созданном при прямом участии КГБ. В 1974-м году Владимир Александрович Крючков становится начальником Первого главного управления КГБ СССР, которое и занималось внешней разведкой, и, соответственно, ставило руку НФОП, а Мариус Арамович... А Мариус Арамович с 1972-го года был заместителем начальника управления «С» того самого Первого главного управления. В принципе тут и участковому всё понятно. Связи есть, кадры тоже, раз-два — вот вам и АСАЛА готова, тем более что армянские шовинисты для убийства тюрок — люди просто золотые, сами в очередь выстраиваются, палкой не отогнать.
Заместитель председателя КГБ СССР с 1983-го года, генерал-полковник Гений Агеев, считал Юзбашяна человеком в высшей степени неблагонадёжным и как-то раз прямо обвинил Мариуса Арамовича в армянском шовинизме. За митингами, которые начались в бывшем Степанакерте в 1987-м году, стояли и директор комбината стройматериалов Манучаров, и секретарь парткома шелкового комбината Кочарян, ну, тот самый военный преступник, который впоследствии станет президентом Армении, а прикрывал это бражку глава КГБ Армянской ССР Юзбашян. А кто именно прикрывал его – не задавайте глупых вопросов, впрочем, мы и до этого доберемся. В общем, партийно-хозяйственная элита, крышуемая КГБ – это гремучая смесь, которая не могла не рвануть. Таким образом, судьба азербайджанцев, проживавших на территории Армянской ССР, была предрешена. В 1987-м году более 200 тысяч человек стали беженцами, но как советская, так и зарубежная пресса предпочитали этого просто не замечать.
Древние римляне считали, что доверие, оказываемое вероломному, дает ему возможность вредить. А древние римляне знали, о чем говорили, мы вообще порой очень и очень недооцениваем людей того времени... Информация к размышлению: до уровня развития инженерной мысли древнего Рима Европа дошла только к середине-концу 19-го века, и никак не ранее, например, есть такая штука, как «Грот Коккеуса», это пробитый в скалах туннель протяженностью в один километр, там две полосы движения, продуманная дренажная система и шесть вентиляционных шахт, которые использовались для подачи свежего воздуха и освещения. А построен он был древними римлянами. Масштаб строительства прикинули? А сложность стоявшей перед людьми задачи? Никакой механизации труда, всё ручками, ручками, киркой да лопатой... Ну, самую малость отклонившись от темы, хотелось бы отметить, что даже европейские армии 17-го века в сравнении с римским легионом в организационном плане это все-таки нечто вроде цыганского табора, которому далеко даже до махновцев. Ну да ладно, то дело прошлое, тем не менее никогда не забывайте, что доверие, оказываемое вероломному, дает ему возможность вредить и дальше.