Почему иранские удары по Израилю оказались слабыми? Аналитика Шерешевского
Утрата военной мощи «Хезболлы», возможно, стала началом поражения Ирана. Одновременно эта потеря стимулировала израильскую атаку на Тегеран.
Израиль за прошлые сутки уничтожил часть военно-политической элиты Ирана, и атаковал десятки ключевых объектов, включая два предприятия по обогащению урана. Иран в ответ выпустил несколько сот беспилотников и баллистических ракет, убил несколько мирных жителей, ранил несколько десятков гражданских и разрушил некоторые жилые здания. Возможно, иранцы даже попали в здание генштаба, что пока не подтверждено, но если и так, оно было атаковано ночью после объявления тревоги и, вероятно, было пустым. Почему же Иран оказался таким слабым?
Дело в том, что у Ирана была козырная карта, которую он утратил (по крайней мере, на данный момент это так выглядит). Причем именно потеря главного козыря стимулировала Израиль ударить по Ирану. Эта карта называлась «Хезболла».
Иран с начала 1980-х гг. снабжал эту партию в Ливане оружием, военными инструкторами и деньгами. Дважды, в 1982-2000 и в 2006 гг., «Хезболла», эффективно используя тактику партизанской войны, сумела заставить израильские войска уйти из Ливана. Со временем она превратилась в самую мощную военную силу внутри этой страны и, возможно, в одну из лучших армий в регионе.
Для нескольких миллионов ливанских шиитов она предоставила бесплатные услуги в виде школ и больниц, дешевые иранские товары по субсидируемым ценам и неплохую по местным меркам зарплату для тех, кто готовился служить в рядах ее вооруженных сил. Впрочем, со временем партия стала своего рода международной бизнес-империей, контролируя различные компании обширной ливанской диаспоры и сеть обменных пунктов валюты в самом Ливане. Это также помогло ей финансировать свои военные проекты, однако коррумпированность ее руководства сделало его более осторожным. Ведь только те, кому нечего терять, могут по-настоящему преодолеть страх.
«Хезболла» обзавелась собственными бронетанковыми соединениями, представлявшими внушительную силу внутри Ливана, и силами спецназа «Радван», способными совершать глубокие рейды в тыл противника, например на территорию Израиля. Но главным ее коньком стал ракетный потенциал. Получив из Ирана ракеты, «Хезболла» создала гигантский военный потенциал. Он оценивался в 100-200 тыс. ракет, нацеленных на Израиль. Кроме того, организация получала от Ирана тысячи беспилотников, включая такие, которые оказались способны беспрепятственно проникать в Израиль, проводить там разведку или совершать атаки против военных.
В случае израильской бомбежки Ирана предполагалось, что «Хезболла» начнет массированные атаки на Израиль с помощью ракет и беспилотников. Даже если ей не удастся поразить множество целей, она смогла бы нанести противнику критический ущерб, вызвав коллапс его экономики и инфраструктуры. Требовалось держать под постоянными обстрелами израильские порты, уничтожить НПЗ (их в Израиле всего два) и загнать миллионы работников в бомбоубежища на многие месяцы, парализовав экономику.
«Хезболла» выстроила в Ливане сеть подземных убежищ и тоннелей для защиты от израильских бомбежек, а в случае сухопутного вторжения ЦАХАЛ должны были встретить отборные силы партизан. Используя горную местность Ливана, идеально подходящую для герильи, они должны были нанести израильским войскам тяжелые потери.
Так «Хезболла» превратилась в вооруженную иранскую руку, протянутую к Израилю, в его передовую силу, в армию, которая должна была предотвратить израильские удары по самому Ирану с помощью тактики вязкой асимметричной войны.
Но Израиль сумел переиграть иранцев. Получив необходимую информацию, ВВС этой страны в 2024 году нанесли удары по ряду бункеров «Хезболлы», уничтожив все ее военное командование и политическое руководство, включая генерального секретаря Хасана Насраллу. Как можно видеть теперь, эта операция стала разминкой перед нанесением аналогичного удара по военной верхушке Ирана. Израильская разведка Моссад получила доступ к самой секретной информации, наблюдая перемещения руководителей Ирана или их союзников («Хезболлы») в режиме онлайн. Это заставляет предположить, что в высших эшелонах власти Ирана имеется глубокий раскол, и одни группы сливают информацию на другие, с тем, чтобы уничтожить конкурентов руками Израиля. Иначе сложно объяснить происходящее, ибо оно напоминает не столько войну, сколько военный переворот. Но началось все в Ливане в прошлом году.
Кроме того, Израиль провел серию изощренных атак против «Хезболлы», включая уникальную операцию с подрывами пейджеров, нанес удары по множеству ракетных установок и бункеров «Хезболлы», также обладая точной информацией об их местонахождении.
Между прочим, это не сильно помогло наступлению израильских сухопутных войск на «Хезболлу» в Южном Ливане, где силам партизан удалось остановить израильское продвижение с помощью своей излюбленной тактики засад (погибли около 100 израильских военных, включая представителей элитных подразделений) и сотни были ранены. Но так или иначе «Хезболла» понесла тяжелые потери, а ее новое руководство перебралось в Иран, впрочем, не ощущая себя в безопасности и там.
Но даже это, может быть, и не спасло бы Израиль от долгих ракетных атак «Хезболлы», если бы не потеря Сирии. Режим Башара Асада был частью иранской коалиции на Ближнем Востоке, т.н. «Оси сопротивления». Через Ирак, дружественный Ирану, и Сирию осуществлялись поставки иранского оружия «Хезболле», включая высокоточные ракеты и боеприпасы. Когда в октябре-ноябре 2024 г. режим Асада рухнул под натиском сирийской оппозиции, Иран потерял ключевой элемент «Оси». Это означало, что «Хезболла» оказалась в изоляции в Ливане, где она теперь отрезана от крупных поставок. В таких условиях ей сложно решиться на войну против Израиля. Предположим, ее хватит на пару недель, а что потом, чем она будет отбиваться? Ослабление «Хезболлы» привело к тому, что различные политические группировки в самом Ливане усилили натиск на нее, требуя разоружения. Критики «Хезболлы» сформировали новое руководство Ливана. Все это еще больше усложнило положение проиранской организации.
Ослабление «Хезболлы» привело к тому, что Иран утратил свою, по всей вероятности, главную козырную карту в борьбе с Израилем.