Турецкий ВПК: от импорта к экспорту Аналитика Шерешевского
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Турция заключила экспортные оборонные контракты на сумму более 5,8 миллиарда долларов на выставке вооружений IDEF 2025 в Стамбуле.
«Общая стоимость контрактов, подписанных на выставке, превысила 9 миллиардов долларов», — добавил он. IDEF, крупнейшая двухгодичная выставка вооружений, проходившая с 22 по 27 июля, объединила более 900 турецких и 400 иностранных оборонных компаний, а также 44 национальных павильона.
Хотя не все соглашения, подписанные на выставке, были обнародованы, среди крупных сделок, о которых сообщают международные СМИ, — контракты на продажу вооружений с несколькими странами Южной Азии, в частности с Индонезией и Малайзией.
Среди соглашений, подписанных в ходе IDEF, имеется контракт между Турцией и Индонезией, согласно которому Анкара поставит в Джакарту 48 истребителей KAAN отечественного производства. Это соглашение стало первой экспортной сделкой на указанный современный тип самолёта, который находится в стадии разработки и, как ожидается, поступит на вооружение Турции в 2030-х годах.
Ещё одним дебютом турецкого экспорта стали фрегаты класса MILGEM местной разработки. Анкара и Джакарта подписали на выставке контракт на продажу двух боевых кораблей. Хотя общая стоимость сделки не разглашается, эксперты оценивают её примерно в 1 миллиард долларов.
Турецкий производитель беспилотников Baykar, продолжая расширять оборонное присутствие Анкары в Азии, объявил о стратегическом сотрудничестве с южнокорейской Korean Air в целях совместной разработки и производства беспилотных летательных аппаратов. Эти события произошли на фоне успехов экспорта турецкой военной продукции в прошлом году. Он достиг рекордных 7,15 миллиарда долларов, что примерно на 30% больше, чем в 2022 году. Ежегодно турецкий экспорт вооружений растёт на 20–30 процентов.
Дело в том, что Турция стремится избежать последствий противоречивой политики её союзников по НАТО, которые то позволяют ей закупать определённые виды вооружений, то прекращают их поставки. Кроме того, Анкара тратит большие средства на закупку на Западе различных компонентов оружия, что ведёт к издержкам на фоне трудностей, связанных с падением стоимости турецкой лиры.
Последнее выгодно экспортёрам, но представляет проблему с точки зрения импорта. По всем этим причинам Турция целенаправленно строит самодостаточную экосистему производства оружия, чтобы радикальным образом уменьшить зависимость в этой области от США и стран Европейского союза. Кроме того, турецкие оборонные компании стремятся к интеграции с оружейными компаниями Южной Кореи, которая также обладает мощным военно-промышленным комплексом.
Впрочем, наряду с производством и экспортом вооружений Анкара всё ещё вынуждена полагаться на импорт оружия и стремительно перевооружается, стараясь прежде всего развить свои ВВС, ПВО и ракетные системы. Так, страна намерена закупить у Евросоюза 40 боевых самолётов.
Здесь IDEF также сыграла свою роль. Сообщается, что в рамках переговоров, которые велись в связи с этой выставкой, Турция смогла преодолеть серьёзное препятствие, объявив о соглашении с Великобританией о приобретении 40 современных истребителей Eurofighter Typhoon. Eurofighter производится консорциумом из четырёх стран, в который также входят Германия, Италия и Испания.
Предыдущие коалиционные правительства Германии, возглавляемые левоцентристами, годами затягивали продажу истребителя. Однако новое коалиционное правительство Христианско-демократической партии под руководством канцлера Фридриха Мерца дало зелёный свет на продажу в начале этой недели.
Харун Решит Айдын, турецко-немецкий аналитик, специалист по геополитике и бывший офицер немецкой армии, сообщил изданию Al-Monitor, что вопрос с Eurofighter «решён на 90 процентов, если только не возникнет каких-либо проблем или Анкара не откажется от сделки».
Айдын указал на то, что решение Берлина будет официально принято после того, как Федеральный совет безопасности Германии, отвечающий за международные продажи оружия, одобрит сделку. Некоторые ожидают, что общая стоимость Eurofighter составит 4 миллиарда евро (4,7 миллиарда долларов США), сообщает Defense News, но другие считают, что цена, вероятно, вырастет из-за таких дополнительных опций, как запасные двигатели, европейское вооружение и возможная интеграция турецких боеприпасов.
Eurofighter — это маневренный в воздушном бою и оснащённый мощным радаром самолёт, что позволяет ему поражать самолёты противника на больших расстояниях. Приобретение этих самолётов и их интеграция с турецкими вооружениями не только станут фактором повышения боеспособности ВВС Турции, но и будут способствовать развитию её собственного военно-промышленного комплекса.
Ранее сообщалось о намерении Турции приобрести в США 40 новейших боевых самолётов F-16 Block 70 и о покупке ещё 80 пакетов для модернизации до уровня Block 70 имеющихся на вооружении страны самолётов F-16. Однако судьба этой сделки неизвестна. Возможно, Турция откажется от неё, если руководство США позволит ей покупать ещё более современные американские боевые самолёты F-35.