НАТО: на языке Украина, в мыслях — Китай Еще раз о юбилейном саммите Альянса
При всей своей внешне смелой риторике участники вашингтонского саммита НАТО в тексте принятой декларации смягчили собственные высказывания (идеи, мысли). Элементарно, как о том уже ранее сообщал Caliber.Az, фиксируя продолжение со стороны альянса поддержки Украины «на ее необратимом пути к полной евроатлантической интеграции, включая членство в НАТО», документ констатировал, что организация будет готова пригласить Украину в число своих членов только в случае согласия всех союзников и выполнения Киевом необходимых условий.
Параллельно документ, озвучив намерение союзников предоставить Украине не менее 40 млрд евро в виде военной помощи в течение следующего года, не продекларировал взятие ими на себя долгосрочных обязательств, которые лоббировал генсек НАТО Йенс Столтенберг.
Возможно, многие посчитают, что в преломлении к позиции Китая проявилось единство всех стран, принимавших участие на форуме. Как подчеркнул Столтенберг, «впервые 32 союзника совместно назвали Китай ключевым пособником России в ведении войны». Но все же единство данного рода проявляется лишь внешне. Согласимся, что констатация в документе КНР государством, продолжающим представлять «системные вызовы евроатлантической безопасности», уже не раз озвучивалась. Да, на саммите обсуждался вопрос о возможных антикитайских санкциях, но, как высказался непосредственно генсек альянса, НАТО не является вводящей санкции организацией. И тут же добавил, что «союзники будут принимать решения индивидуально». Говоря другими словами, и в этом случае все ограничилось повторением известных сентенций. С перекладыванием принятия важных антикитайских шагов на страны-члены НАТО. Да и как могло быть по-другому, если Эммануэль Макрон ведет собственную партию с Пекином, а в условиях поражения, которые партии Олафа Шольца и Макрона потерпели на выборах в Европарламент, и ослабления их позиций на внутреннем поле, вряд ли они могут диктовать моду на полную поддержку своими странами документов, под которыми стоят подписи лиц, не пользующихся значительным авторитетом.
Вот уже президент Литвы Гитанас Науседа заявил, что Макрон не принимает мер для реализации своего плана об отправке военных инструкторов НАТО в Украину: «Мы не видим, что президент Макрон выискивает дальнейшие шаги в целях решения этой проблемы». В унисон чему немецкий эксперт по вопросам политики безопасности фракции «зеленых» Сара Нанни полагает, что канцлер Шольц «как можно скорее» должен предоставить объяснения в связи с планами разместить на территории ФРГ новые американские средства поражения большей дальности.
Подход к важнейшим мировым вопросам через призму «и нашим, и вашим» сохранился также в преломлении к России. С одной стороны, прозвучали обещания новых типов и видов оружия, вкупе с огромными финансовыми вливаниями, для Украины, и, с другой, — НАТО Рубикон не перешел. Как высказался министр обороны США Ллойд Остин, «мы не будем втянуты в безрассудную войну по выбору Москвы. Но будем поддерживать Украину и защищать каждый дюйм территории НАТО». Потому неслучайна фиксация наблюдателями того факта, что, осудив «безответственную ядерную риторику и принудительные ядерные сигналы» по линии Кремля, принявшие декларацию объявили готовность продолжать поддерживать каналы связи с Россией в целях «снижения рисков и предотвращения эскалации». Правда, вслед за этой формулировкой высвечивается вопрос, тогда по какой причине миротворческая деятельность премьер-министра Венгрии Виктора Орбана подверглась остракизму? Разве не за «предотвращение эскалации» он ратовал? Но у Орбана колоссальное терпение. Потому в рамках саммита он совместно с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом заявил о поддержке идеи по созыву международной мирной конференции по Украине с участием России.
Ну и еще такой тонкий момент, проявившийся на вашингтонском форуме. Декларация включила в себя пункт о принятии НАТО на себя значительной части «координации военной техники и подготовки для Украины от коалиции, возглавляемой США». Тем самым тема помощи Киеву в большей степени начинает замыкаться на НАТО, нежели на США. Как мы ранее отмечали, данный пункт однозначно подтверждает тезис о том, что на Западе реально опасаются занятия президентского кресла в США Дональдом Трампом, заблаговременно поставившего всех в известность о том, что он будет сворачивать данную линию. А взятие НАТО на себя решения вопроса вооруженной помощи Киеву, по мнению ряда экспертов, может облегчить обойти те или иные ограничения Трампа. Если, конечно, он окажется в Овальном кабинете Белого дома.
Конечно же, реакция отдельных стран на некоторые положения декларации и на высказывания ряда политиков на полях саммита не заставила себя ждать. Первым, что никого не удивило, откликнулся Пекин, посредством заявления миссии КНР при ЕС предостерегший НАТО от «провоцирования конфронтации» из-за его связей с Москвой, т. к. страна «никогда не предоставляла смертоносного оружия ни одной из сторон конфликта, осуществляя строгий экспортный контроль за товарами двойного назначения». «НАТО следует прекратить раздувать т. н. китайскую угрозу и подталкивать геосоперничество», придерживаясь «своего позиционирования в качестве оборонительной организации», – резюмировалось в заявлении.
И еще одно. Киев озвучил планы провести новый мирный саммит, но уже с участием России. По мнению ряда экспертов, это предложение появилось в целях перехвата инициативы по проведению международной конференции с данной повесткой дня у Орбана и Эрдогана.
Таким образом, даже невооруженным глазом просматривается, что, хотя вся работа саммита была пропитана проукраинской риторикой и звучными обещаниями в пользу Киева, основным для НАТО высвечивается китайский вектор. Следовательно, любые конфликты, происходящие в том или ином регионе мира, целесообразно рассматривать через призму американо-китайского соперничества. Или, как сегодня принято элегантно преподносить, через геоконкуренцию Вашингтона и Пекина.
Теймур Атаев, специально для Caliber.Az