Пашинян и конституция: примитивная ложь Еревану не нужен мир
Премьер-министр Армении Никол Пашинян выступил с посланием по случаю 34-й годовщины принятия Декларации независимости Армении. В самом факте такого обращения нет ничего удивительного. Хотя является ли Армения независимым государством в условиях, когда её границы с Ираном и Турцией охраняют российские пограничники, в Гюмри дислоцируется российская военная база, а в аэропорт «Звартноц» прилетают американские военные борта с оружием и личным составом, который впоследствии размещается в Зангезуре, — вопрос дискуссионный.
Совершенно очевидно, что у Армении была возможность выбрать иной путь развития. Она вполне могла бы стать процветающим государством, имеющим прекрасные отношения с соседями. Такой выбор обеспечил бы Армении экономические блага, в том числе в виде обретения ею статуса государства, через территорию которого проходили бы все грандиозные региональные транспортные и энергетические коммуникации.
Армения могла бы активно развивать экономическое сотрудничество с Турцией и Азербайджаном, получая значительные дивиденды. Но все пошло иначе. Армения избрала путь территориальных претензий к Турции и Азербайджану, что в итоге привело к Первой Карабахской войне. Основа для нее была заложена общеармянским движением под названием «миацум», то есть «воссоединение».
И ладно бы это был просто лозунг, озвученный группой «городских сумасшедших». Нет, это стало армянской общенациональной идеей. Такой же, как претензии на гору Агрыдаг, что находится на территории Турции и которую армяне именуют «Араратом». И, что особо важно, эти территориальные претензии к Турции и к Азербайджану были юридически оформлены.
«23 августа 1990 года Верховный Совет Советской Армении принял Декларацию независимости. Этим документом народ Армении во всеуслышание заявил о своем желании иметь независимое государство и зафиксировал свою волю», — заявил сегодня Никол Пашинян. Он добавил, что «ссылка на Декларацию независимости позже, в 1995 году, нашла свое место и по сей день присутствует в преамбуле Конституции Республики Армения».
Действительно, принятая летом 1990 года, незадолго до формального распада СССР, Декларация независимости Армении содержит ссылку на постановление «О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха». Соответственно, учитывая то, что в преамбуле армянской конституции есть ссылка на эту декларацию, где заявлены цели «воссоединения с Карабахом», мы имеем дело с юридическими претензиями на азербайджанские территории.
Кроме того, созданное в 1991 году армянское государство подчеркнуло свою преемственность с Первой Республикой Армения, позаимствовав у неё герб и гимн, на котором, среди прочего, изображена гора Агрыдаг.
Что это, как не претензии на территории Турции и Азербайджана? Официальный Баку потому-то и указывает на необходимость внесения изменений в армянскую конституцию, чтобы не было более никаких юридически оформленных причин для новых войн в регионе. Мы все видим, сколь живуч армянский «реваншизм», сколь крепки позиции сил, все еще планирующих продвигать свои политические идеи на основе территориальных претензий к Турции и Азербайджану.
Очевидно же, что требования официального Баку не просто обоснованы и не являются вмешательством во внутренние дела Армении, они как раз являются доказательством стремления Азербайджана к установлению прочного мира в регионе. Но что мы услышали от Пашиняна? Очередную порцию словесных манипуляций.
«Несмотря на самые разные интерпретации, это не означает, что все содержание Декларации независимости включено в Конституцию РА и содержание этих двух документов идентично», — изрек он. Пашинян пытается доказать, что в «Конституции РА отражены только те положения Декларации независимости, которые выражены прямо, буквально и дословно, и любое другое толкование просто неуместно».
Во-первых, это является неправдой. Нельзя быть «частично беременным», в том числе и в вопросе интерпретации армянской конституции. Во-вторых, если все так, как указывает Пашинян, то тем проще ему будет добиться устранения главного камня на пути подписания мирного договора между Арменией и Азербайджаном.
Да, если армянская конституция и Декларация о независимости Армении живут отдельной жизнью, то это еще один аргумент в пользу официального Баку, который настаивает на устранении того, что дает в будущем юридические основания для территориальных претензий со стороны армянских «реваншистов» к нашей стране.
Но в реальности мы видим совсем иное — нежелание нынешнего руководства Армении устранять глобальную проблему. А это означает, что Пашинян и его команда не хотят прочного мира. Они хотят оставить лазейку для новых войн, рассчитывая на политическую, финансовую и военную помощь стран Запада, как на важную составляющую в подготовке к ним.