Побывавшие в иранских тюрьмах протестующие умирают при загадочных обстоятельствах Перевод Caliber.Az
На сайте телеканала Iran International опубликована статья, посвящённая загадочным смертям заключённых в иранских тюрьмах. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала.
С начала протестов силы безопасности режима арестовали около 20 000 иранцев. Многие были освобождены, но впоследствии некоторые из них умирали по непонятным причинам.
Фатеме Мохаммади, которая была освобождена в начале этой недели, повезло, что она сразу же прошла процесс детоксикации, но 19-летняя Ялда Агафазли умерла после окончания срока заключения, хотя не страдала каким-либо серьезным заболеванием. Вскрытие показало наличие значительного количества наркотиков в ее крови. По сообщениям, у многих ее друзей, которые были арестованы во время протестов и позже выпущены на свободу, наблюдались похожие симптомы отравления.
Мехди Заре Ашкзари был иранским студентом в Болонском университете Италии, который приехал в Иран на похороны своей матери. Он был арестован во время протестов, а после освобождения впал в кому и умер через 20 дней. По имеющимся данным, в заключении он подвергался жестоким пыткам.
После пребывания в тюрьме некоторые протестующие совершали самоубийство. Согласно данным, заключенных в тюрьмах заставляли потреблять наркотики в больших дозах, что, по всей вероятности, привело к появлению суицидальных наклонностей.
В ноябре 16-летний Аршия Эмам Голизаде был арестован в провинции Восточный Азербайджан за то, что сбросил чалму со священнослужителя. Это стало новым символическим актом протеста. Парня поместили в тюрьму на десять дней. После он был освобожден под залог, а через два дня Аршия покончил жизнь самоубийством. Перед смертью он рассказал своим друзьям, что ему каждую ночь давали какие-то таблетки и пытали.
В начале декабря судебно-медицинский генетик из Великобритании доктор Мазиар Ашрафян Бонаб сказал, что никакого таинственного наркотика нет, это лишь психологическая травма, нанесённая молодым людям, которая заставила их совершить самоубийство. Однако Бонаб сослался на некоторые сообщения, в которых говорится, что суицидальные наклонности усиливаются после приема препаратов, производных от аспарагината калия. Такое лекарство может привести к мгновенной смерти. Он также призвал всех освобождённых из тюрем сдать анализ крови. Согласно исследованию, проведенному в Великобритании и опубликованному в газете «Гардиан», даже препарат Прозак, относящийся к классу антидепрессантов, может заставить здоровых людей решиться на самоубийство.
Некоторые врачи считают, что, какое бы вещество не давали заключенным, резкое прекращение приема препарата вызывает суицидальные склонности, поскольку существует множество психиатрических лекарств, отказ от приема которых должен быть постепенным, иначе их приостановка приводит к серьезным последствиям.
Группа представителей медицинского сообщества, назвавшая себя «Единство врачей» (Etehad Pezeshkan), призвала международные органы провести расследование. Многие считают, что иранские власти намеренно убивают протестующих с помощью препаратов, дабы избежать международного резонанса.
Подобные сообщения о смерти заключенных после освобождения не ограничиваются только последними тремя-четырьмя месяцами протестов, но частота таких летальных случаев никогда не была столь высокой. Например, политзаключенный Сиаваш Бахрами умер через три дня после освобождения в мае 2022 года. Правозащитная группа Hengaw, базирующаяся в Норвегии, и которая следит за нарушениями в курдонаселенных районах, сообщила, что в тюрьме Бахрами ввели какое-то неизвестное вещество.
Иранский режим убивает собственных граждан самыми разными способами: от расстрела на улицах до казней, пыток и психологического давления. В начале этой недели иранская художница Марьям Салимиан покончила с собой, узнав в аэропорту, что ей запрещено покидать страну. Она была принята в австрийский университет и хотела продолжить своё образование.
Перевод: Фарах Мамедли