Реваншизм под маской искусства Культурная мина на сцене Петербурга
Несмотря на заверения действующих властей Армении об отказе от территориальных претензий к Азербайджану и намерении как можно скорее заключить мирный договор, тем не менее, миацумные настроения и реваншистский настрой пронизывают буквально все слои армянского общества. Не стали исключением и армянские служители Мельпомены.
Так, 28 мая в Санкт-Петербурге на сцене концертного зала Дома молодежи Васильевского острова состоится мероприятие, которое едва ли можно считать всего лишь актом культурного обмена. Казалось бы, при чем тут армянский реваншизм и одна из концертных площадок северной столицы России? Не спешите, сейчас все станет понятно.
Дело в том, что 28 мая театр «Шунч» из Еревана представит там спектакль с многозначительным названием «Моль войны». Формально заявленная тема постановки — размышления о войне и её последствиях, но за этой витриной скрыта куда более прагматичная цель. Достаточно беглого взгляда на рекламные материалы, чтобы расставить все акценты. Но и это еще не все.
На афише спектакля, помимо прочего, присутствует карта, на которой Карабах и Восточный Зангезур без всякого стеснения обозначен как… часть Армении. Такие «культурные инициативы» вновь наглядно показывают, что для армянской стороны сцена — это лишь ещё одна площадка для продвижения своих националистических нарративов.
Кроме того, и само название спектакля выбрано неслучайно. «Моль войны» звучит как антивоенный манифест, искусно создавая иллюзию гуманистического посыла. Однако за этой внешней оболочкой скрывается совсем иная цель — не осуждение причин войны, а привычная попытка представить её последствия как трагедию, якобы выпавшую исключительно на долю армянского общества. В результате российскому зрителю под видом антивоенного послания предлагают изощрённую манипуляцию, где агрессор снова примеряет на себя роль жертвы.
Кстати, выбор Санкт-Петербурга в этом контексте выглядит продуманным шагом. Город с особым статусом в историческом и культурном сознании России пытаются превратить в удобную площадку для того, чтобы армянский реваншизм легитимировал себя в глазах российской аудитории.
Показательно и откровенное бездействие федеральных и городских властей. Москва неизменно проявляет острую чувствительность к любым вопросам, затрагивающим её собственную территориальную целостность, но в то же время с поразительным хладнокровием игнорирует политические провокации, направленные против других. Для нас очевидно, что подобные анонсы и афиши не появляются без предварительного одобрения ответственных структур. Не будет преувеличением сказать, что подобные действия всё чаще воспринимаются как системные сигналы в адрес Баку. Возникает закономерный вопрос: являются ли они звеньями одной цепи? Ведь в эту последовательность укладываются и ситуация со сбитием борта AZAL, оставленная без должной реакции со стороны Москвы, и массированная хакерская атака на азербайджанские ресурсы, и запрет на въезд в Россию депутата Милли Меджлиса Азера Бадамова. Слишком многое указывает на то, что перед нами может быть не случайный набор эпизодов.
Тем более, что это не первый пример того, как вышеуказанный ереванский театр под прикрытием искусства транслирует вполне конкретные реваншистские идеи на территории России. Достаточно отметить, что «Шунч» уже давал гастроли с этим спектаклем в Москве (11 апреля), Краснодаре (13 апреля), Ростове-на-Дону (15 апреля), Воронеже (18 апреля). Впереди Новосибирск, Барнаул, Кемерово, Красноярск и другие российские города.
История не раз показывала, к чему приводит замалчивание подобных сигналов. Поэтому сегодня особенно важно называть вещи своими именами и давать однозначные оценки, не оставляя пространства для спекуляций. Чем раньше подобные сценарии будут пресечены на стадии культурных провокаций, тем меньше шансов, что они выйдут за рамки сцены и перейдут в плоскость реальных политических и территориальных конфликтов.
P.S. Редакция Caliber.Az направила запрос директору Дома молодежи Васильевского острова Ольге Ивановой с просьбой прокомментировать ситуацию. К сожалению, к моменту публикации этого материала ответа от О. Ивановой мы так и не получили.