«Российская экономика переходит к модели «осажденной крепости», которая не имеет перспектив» Экспертные мнения на Caliber.Az
Начиная с февраля этого года в ответ на российское вторжение в Украину коллективный Запад последовательно вводил пакеты санкций против России. На сегодняшний день их уже семь. Ограничения в экспорте-импорте почти не коснулись лишь жизненно важной продукции – природного газа, нефти, поставляемой по трубопроводам, продуктов питания, зерна и некоторых видов сельхозудобрений. В то же время половина резервов Центрального банка РФ была заморожена, а сами российские банки отключены от международной платежной системы SWIFT. Экспорт западных технологий, авиационной техники, электроники и предметов роскоши в РФ оказался под запретом. Помимо ЕС, санкции против России ввели США, Канада, Япония, Швейцария и Великобритания. Однако даже после беспрецедентных ограничений Россия не остановила военных действий в Украине.
Так насколько же эффективны западные санкции против России и способны ли они в итоге изменить курс Кремля? С этим вопросом Caliber.Az обратился к руководителю российской Экономической экспертной группы Евсею Гурвичу и профессору по экономике Чикагского университета Константину Сонину.
Как считает Е. Гурвич, потери российской экономики от санкций пока намного меньше прогнозировавшихся, однако и неощутимыми их назвать нельзя.
«В июне 2022 года выпуск в базовых отраслях промышленности был на 4,5% ниже, чем в июне прошлого года. Однако нужно еще учесть, что в нынешнем году ожидается рост производства примерно на 3%, так что потери нужно оценивать, сравнивая факт с прежними прогнозами.
Российская экономика действительно хорошо держит удар за счет нескольких факторов: а) санкции против экспорта российских нефти и газа привели к резкому росту их цены на мировых рынках; б) многие производства, потерявшие источники необходимого импорта, работают на имеющихся запасах; в) ранее созданные резервы и другие механизмы защиты российской экономики от шоков (включая часто критиковавшийся нефтяной Фонд национального благосостояния) продемонстрировали, что они хорошо защищают не только от «естественных», но и от «искусственных» шоков, в том числе от самых сильных санкций.
Но это не значит, что санкции (и добровольный уход из России многих иностранных компаний) пройдут вообще безболезненно для нашей экономики. Фактически происходит переход на другие рельсы - от тенденции встраивания российской экономики в мировую к модели «осажденной крепости». И эта модель, как показывает мировой опыт, не имеет перспектив, она нигде не продемонстрировала успеха. То есть текущая относительно успешная адаптация к санкциям не означает, что они и дальше не будут оказывать серьезного воздействия на российскую экономику», - считает Е. Гурвич.
Более негативную из-за санкций картину российской экономики обрисовал профессор из Чикаго К. Сонин, утверждающий, что падение уровня жизни в России уже заметно.
«Стало доступно меньше товаров. Сильно выросли цены на продукты питания, поэтому населению РФ приходится сокращать расходы на многие другие вещи. Нужно понимать, что экономика России огромна. После распада Союза за три десятилетия российская экономика стала большой институализированной рыночной экономикой, и за счет этого она справилась с шоком. К тому же в этом нет заслуги правительства РФ. Даже если бы не было никакого правительства, российская экономика не развалилась и не остановилась бы. Центробанк, к примеру, ничего не сделал для того, чтобы облегчить жизнь населения», - объясняет экономист.
Вместе с тем К. Сонин подчеркивает, что Россия - огромная страна и поэтому атмосфера мирной жизни в столице еще сохраняется.
«В украинской войне задействованы несколько сот тысяч человек с обеих сторон. Для России это меньше 1% населения. Думаю, именно эффект колоссальных размеров России задает в Москве атмосферу мирной жизни. Между прочим, во время Второй мировой войны во многих городах за Уралом была довольно мирная жизнь. РФ с таким снижением уровня жизни может вести войну еще годами, возможно, даже десять лет», - заметил наш собеседник.
Отвечая на вопрос о недостаточной, на первый взгляд, военной поддержке Украины Западом, К. Сонин заявил, что помощь оказывается на том уровне, на котором Украина может ее принять.
«Мнение некоторых экспертов, что Запад устанет поддерживать Украину, я считаю бредом. Помощь Украине будет только увеличиваться. Дело в том, что у Киева теперь есть мощнейший политический союзник по всему миру – это военно-промышленный комплекс. Запад мог бы послать намного больше современной военной техники, но для того, чтобы ее использовать, нужны обученные, тренированные люди, а отправлять, условно, микроскоп, чтобы им забивали гвозди, Запад не хочет», - указал экономист.
К. Сонин также коснулся темы российского образования в условиях войны и санкций. Эксперт уверен, что президент РФ Владимир Путин вторжением в Украину нанес колоссальный удар по науке и образованию в стране.
«Но даже при этом российские образование и наука полностью не исчезнут. С каждым годом начнут ухудшаться программы, их станет меньше, но все равно еще много лет это будет оставаться глыбой. Думаю, что огромный удар придется на общественные науки, эта сфера развивалось в России последние 30 лет. В 1990-е годы по математике был нанесен страшный общеэкономический удар, хотя никто не ставил для себя такой задачи. То же самое происходит и сейчас - никто не ставит своей задачей убить российскую математику, но лучшие российские ученые-математики сейчас уже в Тбилиси или в Прибалтике. Но российская наука так велика, что даже при такой волне эмиграции кто-то останется. Тем не менее это удар и большие потери. Если даже в течение года или двух на образование будут выделяться серьезные деньги, то затем они начнут резко сокращаться. При таком падении ВВП, пусть это и не 50%, а всего лишь 10%, но если это продлится год, то потом будет падение, и еще через год - падение, и значит начнутся бюджетные секвестры. Сначала сократят университеты и науку, и только потом это коснется других сфер. Где-то будет локальное улучшение, но в целом это очень большие потери», - прогнозирует Сонин.