Армянский джокер мечтает о реванше Жаворонков и Мамедов на Caliber.Az
Баграт Галстанян, вдохновитель прошлогоднего шумного, но скоротечного движения, эволюционировавшего из «Тавуш во имя Родины» в «Священную борьбу», вновь собирается будоражить улицы.
Ранее он уже предпринимал несколько безуспешных попыток поднять жителей Армении против действующей власти.
На этот раз, в беседе с журналистами, Галстанян заявил: «Мы проводим организационную работу по всей Армении на протяжении уже 3–4 месяцев. Мы проделали колоссальную работу по подготовке людей к уличной борьбе, гражданскому неповиновению, и я более чем убежден в том, что мы положим этому конец».
По его словам, окончательное решение будет принято в ближайшее время: «Есть небольшие обстоятельства, которые нуждаются в прояснении. Иных препятствий нет», — отметил Галстанян, добавив, что главная задача — избежать возможного фиаско.
«Именно поэтому я очень осторожен и в словах, и в действиях», — подчеркнул он, сообщив о предстоящем изменении формата своего публичного присутствия.
«Я уже заявил, что прекращаю встречи с народом в формате прямого эфира. Они будут проводиться в других местах и другом формате», — заявил бывший священнослужитель с неясным на сегодняшний день статусом, подчеркнув, что «выборы в 2026 году должны быть проведены без «Гражданского договора».
Это заявление особенно примечательно, учитывая, что ещё в октябре 2024 года Галстанян открыто признал поражение своего движения.
«Да, мы потерпели неудачу на этом этапе, но наша борьба продолжается вопреки человеческой немощи, всякого рода интересам и интригам», — уверял тогда неугомонный Галстанян.
Напомним, он возглавил протесты в Армении против властей, начавшиеся после объявления 19 апреля 2024 года о достигнутой договорённости между Ереваном и Баку начать делимитацию границы.
Может ли что-либо выйти у движения Галстаняна в нынешних условиях, или армянское общество не захочет поддерживать эту группу оппозиционеров? И что стало причиной внезапной попытки «возродиться»?
Своими оценками происходящего поделились с Caliber.Az известные политические обозреватели.
Российский эксперт, сопредседатель политической партии «Демократический выбор», член совета фонда «Либеральная миссия» (Москва) Сергей Жаворонков считает, что и на этот раз у Галстаняна ничего не выйдет.
«Новые абсурдные заявления про какие-то другие места и тайные форматы лишь усугубляют его положение в глазах народа. Да, Пашинян вызывает раздражение у значительной части общества, но идея возвращения бывших к власти вызывает не меньшее отторжение. Есть спрос на политика европейского типа, который был бы кем-то вроде Пашиняна, но помоложе, да поумнее, без груза ошибок и поражений.
Галстанян явно на эту роль не тянет. Да и в Армении, в отличие, например, от Грузии, церковь не пользуется большим авторитетом.
Кроме того, образ Галстаняна для многих ассоциируется с политическим прошлым — прежде всего с Саргсяном и Кочаряном. И это очень выгодно действующей власти. В этой дилемме Пашинян будет выигрывать», — уверен Жаворонков.
Директор Центра исследований Южного Кавказа Фархад Мамедов, в свою очередь, связывает активность Баграта Галстаняна с общей политической ситуацией в Армении.
«Армения уже живёт в условиях предвыборной ситуации, хотя парламентские выборы назначены на начало лета следующего года. В стане оппозиции, после победных для неё выборов мэра в Гюмри и в Паракаре, особенно заметно оживление.
Активизировались практически все оппозиционные группы — это и Роберт Кочарян, и Серж Саргсян. Социологические опросы показывают, что более 60% населения ещё не определились со своим выбором.
Наряду с этим заметна активность России в Армении. И многие политические силы сейчас активизируются, чтобы представить себя в качестве главной пророссийской силы», — отмечает исследователь.
По его словам, в этих условиях в оппозиционной среде обсуждается возможность «использовать опыт Гюмри».
«То есть идти на выборы разными колоннами, а затем поддержать любую альтернативу Пашиняну, если это получится. В Гюмри партия Пашиняна фактически победила, значительно опередив всех соперников, но не смогла сформировать большинство для избрания мэра. Все остальные оппозиционные силы объединились вокруг одного кандидата, занявшего второе место, и обеспечили ему победу.
Сейчас в оппозиционной среде Армении идут дискуссии: должны ли они вновь идти на парламентские выборы традиционными колоннами, чтобы затем объединиться, или же выдвинуть из своей среды одну фигуру, вокруг которой сплотятся заранее и пойдут на выборы единой колонной.
И вот Баграт Галстанян увидел себя в этой роли. Чтобы его поддержали и Роберт Кочарян, и Серж Саргсян, и дашнаки — как компромиссную фигуру.
Плюс — это своеобразный кастинг для получения российской поддержки в Армении. К этому процессу подключился и бывший министр обороны, засевший в Москве, Аршак Карапетян.
Поэтому активность Галстаняна следует рассматривать в этих двух контекстах», — заключил Мамедов.