«Брачный контракт» Армении с Францией Чем будет расплачиваться Ереван?
Глава МИД Франции Жан-Ноэль Барро на пресс-конференции с армянским коллегой Араратом Мирзояном в рамках прошедшей в армянской столице международной конференции «Ереванский диалог-2025» анонсировал, что Армения и Франция планируют документально оформить фактически существующие стратегические связи. Эту новость армянские СМИ с восторгом и активно расшерили в медиапространстве.
«Отношения между нашими странами и народами уже по большей части стратегические, учитывая все те сферы сотрудничества, о которых говорилось ранее. Это касается и сотрудничества в инфраструктурных, технологических проектах, и ряде программ, которые осуществляются французскими регионами», - сказал французский министр, добавив, что проект стратегического партнерства охватит новые программы на несколько десятилетий, в том числе и в сфере обороны.
Далее он заявил: «Нужно отметить сотрудничество наших двух стран в оборонной сфере, будь то подготовка кадров или поставка вооружения. Цель всего этого — дать Армении возможность обеспечить свою оборону и суверенитет».
Для информации: по сообщениям армянских СМИ, в рамках официального визита главы французского МИД в Ереван Арарат Мирзоян и Жан-Ноэль Барро 26 мая подписали пакет из трех соглашений, призванных вывести двустороннее сотрудничество на качественно новый уровень. Центральным документом стала «Декларация о намерениях», предусматривающая проведение ежегодных политических консультаций между внешнеполитическими ведомствами двух стран. Вторым — протокол о внесении изменений в действующее соглашение между правительствами Армении и Франции относительно деятельности Французского агентства развития и компании экономического сотрудничества «Пропарко». Третье соглашение — это меморандум о взаимопонимании между армянским фондом поддержки инвестиций Enterprise Armenia и французской компанией Business France.
Особое внимание обращает на себя тот факт, что, помимо подписания меморандума о стратегическом партнерстве с Ереваном, французская сторона планирует открыть свое консульство в Горусе. Об этом также заявил глава внешнеполитического ведомства Франции, не вдаваясь в подробности. Однако газета «Грапарак», развивая тему, сообщила, что в Горусе 2 июня пройдет армяно-французская конференция и в тот же день состоится церемония открытия консульства Франции в Сюникской области (Зангезур – ред.).
«В то время как Россия с 2023 года пытается открыть консульство в Сюнике, а власти Армении под разными предлогами торпедируют эти попытки, пожелания Франции, выраженные несколько месяцев назад, будут реализованы в ближайшие дни», - пишет издание.
Итак, попробуем проанализировать значимость стратегического партнерства сквозь призму французско-армянских интересов, а также появления в Зангезуре консульства Франции.
Для начала отметим, что Ереван уже несколько лет как обрел новых хозяев в лице ЕС и Франции. Поэтому документирование Арменией и Францией стратегических отношений – чистой воды формальность.
Относительно Азербайджана, то официальный Париж после поражения Армении во Второй Карабахской войне фактически вышел на тропу противостояния с нашей страной, демонстрируя откровенно враждебный настрой. Достаточно вспомнить, что после подписания лидерами Азербайджана, России и Армении Трехстороннего заявления президент Эммануэль Макрон потребовал безотлагательно начать работу по долгосрочному политическому урегулированию конфликта с учетом «интересов Армении». Показательным был и тот факт, что в специальном заявлении главы Франции от 10 ноября 2020 года подчеркивалось, что в этот трудный момент его страна на стороне Армении.
Откровенно проармянскую позицию Елисейский дворец продемонстрировал и после того, как Азербайджан в результате антитеррористических мероприятий, проведенных в Карабахе в сентябре 2023 года, полностью восстановил свою территориальную целостность и суверенитет. Так, в январе 2024 года французский Сенат «потребовал от правительства страны и международных структур введения санкций против Азербайджана за действия в Карабахе», приняв соответствующую антиазербайджанскую резолюцию.
В целом весь постконфликтный период Франция, активно накачивая Армению оружием, де-факто ведет против Азербайджана прокси-войну. Напомним, что Ереван начал получать военную помощь от Парижа в 2023 году, а в феврале прошлого года министр обороны Армении Сурен Папикян и его французский коллега Себастьян Лекорню на встрече в Ереване наметили новые направления оборонного сотрудничества.
В июне прошлого года Лекорню сообщил, что Армения подписала с Францией контракт на закупку французских самоходных артиллерийских установок CAESAR. В свою очередь, минобороны Армении сообщило о подписании соглашения о сотрудничестве с франко-германским оборонным концерном KNDS. Детали контракта не разглашались. Однако позднее, в декабре 2024 года, военные ведомства двух стран подписали программу армяно-французского оборонного сотрудничества на 2025 год.
И все эти усилия Парижа преследует очевидную цель – с помощью Армении пролезть на Южный Кавказ. Это становится особенно актуально для макроновской Франции из-за ее провальной политики на Африканском континенте: после вывода французских войск из Мали, Нигера и Буркина-Фасо Париж начал сокращать свое военное присутствие и в Сенегале, и в Чаде, оставив силы лишь в Джибути и Габоне.
Здесь уместно напомнить, что в декабре 2023 года в одной из опубликованных на сайте EU Reporter статей говорилось, что, поставляя оружие на Ближний Восток, Южный Кавказ и в Центральную Азию, Франция способствует дестабилизации обстановки в этих регионах.
Впрочем, французское государство под прикрытием статуса сопредседателя ныне почившей в бозе МГ ОБСЕ на протяжении всего периода противостояния между Арменией и Азербайджаном блюло исключительно свою выгоду в расчете на то, что сохранение очага напряженности в регионе позволит Парижу со временем обеспечить себе широкое присутствие на Кавказе. В период армянской оккупации азербайджанских территорий Пятая республика приложила немало усилий, чтобы резолюции СБ ООН Арменией не выполнялись. Помимо этого, французские политики всячески поощряли элементы сепаратизма на территории Азербайджана.
Все это лишь подтверждает следующее: Париж, развивая военное сотрудничество с Ереваном, пытается создать фактор угрозы для безопасности всего региона и таким образом воспрепятствовать мирным инициативам Баку. И подписание стратегического соглашения с Арменией во многом упрощает реализацию этого макроновского плана. Показательно, что французский посол Оливье Декотиньи в феврале текущего года в интервью Общественному радио Армении открыто призвал другие страны к милитаризации Армении.
«Франция — единственная западная страна, поставляющая Армении оборонную технику, но мы надеемся, что другие последуют нашему примеру», - заявил он, фактически не скрывая имперских амбиций Франции по превращению Южного Кавказа в арену геополитического противостояния. Это - первое.
Во-вторых, французское государство пытается выступить гарантом безопасности Армении, чтобы, как говорится, утереть нос России, что на данный момент, в принципе, отвечает и чаяниям самого Еревана. Для этого Франция и оказывает различную поддержку Армении, в том числе и военную и финансовую.
Так, в декабре 2023 года макроновская Франция объявила о направлении дополнительной помощи в размере 15 млн евро якобы «для содействия в решении насущных проблем беженцев», хотя до этого сумма, выделенная на эти цели, уже превышала 27,5 млн евро. Позже, в сентябре 2024 года, тогдашний глава французского МИД Стефан Сежурне на совместной пресс-конференции с Араратом Мирзояном в армянской столице публично заявил, что Париж направит на поддержку «беженцев из «арцаха» 29 млн евро», и в феврале Армения действительно получила эти деньги в рамках так называемой «гуманитарной помощи». Этот «жест доброй воли» Парижа на самом деле был очередным политическим ходом, рассчитанным на привлечение внимания международного сообщества к фактору так называемых «армянских беженцев» из Карабаха. Таким образом, несмотря на многочисленные видеоматериалы и репортажи зарубежных СМИ, подтверждающие, что армяне добровольно покинули Карабахский регион, Франция продолжает навязывать миру иную картину.
В-третьих, что касается открытия французского консульства в Горусе. Принимая во внимание подрывную политику Парижа, с уверенностью можно сказать, что оно будет заниматься разведывательной деятельностью. И, скорее всего, станет напрямую сотрудничать с так называемой миссией ЕС, известной своей откровенно шпионской деятельностью на условной с Азербайджаном границе.
Таким образом, Армения в этой мутной игре Парижа является лишь разменной монетой. Однако, судя по всему, такая незавидная участь вполне устраивает действующие армянские власти. Но эйфория от стратегического сотрудничества рано или поздно развеется как с белых яблонь дым - Париж непременно выставит счет за все. И Армении придется платить. Вопрос только чем?