«Суперцикл» цен на нефть сейчас на пользу Азербайджану – ИНТЕРВЬЮ ИЗ КАЗАХСТАНА
Мир ожидает новый, уже третий в новейшей истории «суперцикл» цен на нефть. Такие утверждения звучат все чаще и динамика роста стоимости барреля нефти подтверждает эту тенденцию. Два предыдущих нефтяных «суперцикла», по некоторым оценкам, фиксировались в 1970-х и в начале 2000-х годов.
Звучат прогнозы том, что цена барреля нефти может возрасти и до 100, и даже до 200 долларов, хотя, как отмечают эксперты, подорожание до такого уровня не очень выгодно производителям нефти.
Известный казахстанский экономист Арман Байганов более года назад, еще в марте 2020 года дал прогноз, предсказав цену на нефть в 70-80 долларов через несколько месяцев. Так и произошло: «Чем дольше цена на «черное золото» будет низкой, тем сильнее она вырастет в будущем... Но зато потом начнется небывалый рост. Предположу, что, как минимум, до 70-80 долларов за баррель», заявил тогда Арман Байганов.
Действительно ли сейчас мир входит в новый «суперцикл» цен на нефть и сырье, как это отразится на экономиках нефтедобывающих стран? Об этом и многом другом Caliber.Az беседует с Арманом Байгановым.
- Мы с вами беседовали больше года назад, тогда цена на нефть была невысокой и крайне нестабильной. Но вы спрогнозировали рост до 70-80 долларов за баррель через несколько месяцев и ваш прогноз полностью оправдался. А что происходит сейчас? Действительно ли начинается «суперцикл» цен на нефть?
- У всех экспертов свой подход. Да, о «суперцикле» можно говорить, но он искусственный. Страны ОПЕК+ сократили добычу нефти, без этого роста цен на нефть, конечно же, не было бы.
Дополнительно можно вспомнить об Иране, с которого не сняли санкции, а президентом ИРИ к тому же стал жесткий консерватор Ибрахим Раиси. Пока это санкционное давление продолжается, а России и Саудовская Аравия искусственно сдерживают добычу «черного золота», можно предположить, что в ближнесрочной перспективе стоимость барреля может достичь и 90, и 100 долларов.
Каждую неделю товарные запасы нефти в США падают, не исключено, что будут даже распечатаны стратегические американские резервы. Все это влияет на рост нефтяных цен. И еще важный момент: США спровоцировали мировую инфляцию, которая не обошла и их страну. Сейчас в Штатах она достигает 4% в год, такого не было много лет.
Американская валюта девальвируется, следовательно, растет и себестоимость производства нефти за счет инфляции доллара, это уже тенденция.
- Но почему многие специалисты и аналитические центры считают высокую цену нефть опасной для нефтедобывающих стран?
- Опасность в том, что при высокой стоимости нефти, как это было ранее, возникал экономический рост за счет дешевых нефтедолларов. А в этом случае меньше развиваются другие сектора экономики. Кроме того, для Казахстана, который продает еще и другое сырье - медь, уран, алюминий, золото, да и вообще всю таблицу Менделеева, это особенно опасно. Впрочем, я думаю, это опасно не только для Казахстана, но и для России и Азербайджана.
Но, я думаю, период «суперцикла» цен на нефть долго не продлится. Лет через 10 мир перейдет на альтернативную энергетику. От бензина и дизеля – на электричество. А еще и водородная энергетика развивается. Почти 50% мирового спроса на нефть (керосин, бензин, дизель) зависит от автотранспорта и авиации. Есть уже проекты, которые касаются даже самолетов.
- Высокие цены на нефть, и мы с вами об этом в прошлом году говорили, могут привести к тому, что станут рентабельными проекты по добыче высокозатратной сланцевой нефти, что может перенасытить рынок. А это не в интересах стран с традиционной нефтедобычей.
- Да, этот момент есть. Но, как я уже сказал, сама себестоимость добычи нефти будет расти из-за девальвации американской валюты. То, что сегодня обходится, например, в 40 долларов, через несколько лет обойдется в 60 долларов. Возможно, нас еще ждет и финансовый кризис. Но обратите внимание, ведь та же Россия при высокой цене на нефть может начать разрабатывать в короткой перспективе высокозатратные залежи нефти в арктическом поясе.
- Давайте еще раз о прогнозах. Говорят и о 100 долларах за баррель, и даже о 200 долларах. О возможности того, что баррель нефти может достичь цены в 100 долларов вы уже сказали выше. А 200 долларов?
- Да, 100 долларов за баррель – это вероятно, а вот 200 долларов – вряд ли, во всяком случае в ближайшие годы. Это просто не выгодно никому, даже ОПЕК+ и США. И стоит ослабить санкции против Ирана, как рынок заполнит иранская нефть, что приведет к падению цены.
И, конечно же, спрос на нефть будет постепенно падать за счет, как я уже сказал, перехода на альтернативную энергетику – электромобилей, к примеру.
Но, безусловно, нельзя исключать какой-то глобальный кризис, связанный с девальвацией американской валюты. У США же огромный государственный долг. И это приведет к другому сценарию.
- А какова оптимальная цена на нефть для Азербайджана и Казахстана?
- У Азербайджана положение лучше, чем у Казахстана. У вас есть маршруты доставки энергоносителей напрямую, а мы в центре Евразии и можем работать через Россию, или через Азербайджан, используя ваши трубопроводы. В Казахстане дороже транспортировка, экстремальный климат, а в этих условиях надо еще поддерживать инфраструктуру. Соответственно, для нас удобная цена – это около 60 долларов за баррель. Для Азербайджана - порядка 50-55 долларов.
Но есть очень важный момент – восстановление освобожденных азербайджанских территорий. Нынешний «суперцикл» цен на нефть идет на пользу Азербайджану, позволяет очень эффективно проводить работы. Этим, конечно, надо воспользоваться. И, кстати, я хочу поздравить Азербайджан с тем, что историческая справедливость восторжествовала, оккупированные земли были освобождены.
Наир Алиев