twitter
youtube
instagram
facebook
telegram
apple store
play market
night_theme
en
arm
search
ЧТО ВЫ ИЩЕТЕ ?


ПОПУЛЯРНЫЕ ПОИСКОВЫЕ ЗАПРОСЫ




Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Caliber.az
Caliber.az © 2024. Все права защищены..
АНАЛИТИКА
A+
A-

США vs КНР: Грузия в новой геополитической реальности Статья Владимира Цхведиани

14 Ноября 2024 12:55

11 ноября находящийся с визитом в Азербайджане в рамках климатической конференции COP29 премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе выразил уверенность как в скором завершении войны в Украине, так и в последующем восстановлении добрых отношений Тбилиси с США и ЕС. «Нам нужна качественная перестройка отношений как с Евросоюзом, так и с США. Очень скоро война в Украине закончится, и будут созданы все условия для восстановления отношений Грузии как с ЕС, так и с США», — сказал Ираклий Кобахидзе. Такое заявление показывает понимание властями Грузии последних тенденций в мировой политике, дающих их стране новые шансы.

После победы Дональда Трампа на выборах в США начинают вырисовываться контуры новой геополитической реальности, в которых предстоит жить и странам Южного Кавказа. В первую очередь стало очевидно, что российско-украинская война зашла в тупик. Некоторые аналитики считают эту войну начальным этапом вполне вероятной Третьей мировой, но тогда особенно интересно сопоставить эту войну с предыдущими мировыми войнами, особенно с Первой мировой, 110 лет со дня начала которой отмечалось в нынешнем году.

Начавшаяся в 1914 г. Первая мировая война, напомним, уже в самом своем начале зашла в позиционный тупик. Линии фронтов «застывали» и любое продвижение давалось ценой неимоверных жертв. Причина была проста — научно-технический прогресс привел к совершенствованию оборонительных сооружений, но средства для наступления (проявившие себя позже во время Второй мировой — такие как танки и авиация) ещё были недостаточны и технически несовершенны, чтобы прорывать эшелонированную оборону. Примерно такая же ситуация наблюдается и в нынешней российско-украинской войне. Широкое применение дронов, которые просто «кошмарят» ранее считавшиеся «средствами прорыва фронта» танки и БМП, делает невозможными «классические» масштабные наступления, известные по Второй мировой. А любое незначительное продвижение «штурмовой» пехоты приходится «оплачивать» огромными потерями.

Стало очевидно, что продолжать дальше такую войну «на истощение» обеих сторон просто неразумно. Совсем неслучайно в США в итоге и элита, и общество отдали предпочтение именно республиканцам, помимо всего прочего пообещавшим приложить усилия для завершения российско-украинской войны. И наоборот, было отказано в доверии американским демократам, делающим ставку на бесконечную дальнейшую «дозированную» помощь Украине, явно недостаточную для ее победы и только продолжающую зашедшие в тупик боевые действия. 

Как это бы ни звучало цинично, но в наибольшей выгоде сейчас, как и во время Первой мировой, оказываются те страны, которые вступать в войну не торопятся. Те же США, отложившие свое вступление в Первую мировую до 1917 г., на поставках воюющим сторонам буквально озолотились и именно тогда стали сверхдержавой. Из малых стран показателен пример Румынии, которая вступила в войну относительно поздно — в 1916 г. — и на поле боя быстро потерпела поражение. Но так как по итогу войны оказалась в лагере победителей, то в итоге увеличила свою территорию примерно в 3 раза. Не понесли никаких жертв, а лишь смогли воспользоваться ситуацией страны, до конца соблюдавшие нейтралитет. Из них самой показательной является Швеция, которая до Первой мировой была одной из беднейших стран Европы, но, торгуя с воюющими сторонами, резко укрепила свое благосостояние. Нынешнее вступление Швеции в НАТО — это, вообще-то, отход от того самого нейтралитета, который обеспечивал Стокгольму процветание на протяжении десятилетий.

В нынешней российско-украинской войне категорическое нежелание Грузии в нее ввязываться и открывать «второй фронт», а также вводить жесткие антироссийские санкции позволило стране сохранить одни из самых высоких в мире темпов экономического роста. Возможные изменения геополитической ситуации в мире после выборов в США, если руководство Грузии сумеет ими правильно воспользоваться, тоже дают стране новые возможности. Главное — сохранить верность уже оправдавшей себя стратегии и не торопиться ввязываться в глобальные конфликты, не давать более сильным геополитическим игрокам возможность использовать Грузию в качестве «расходного материала».

Уже первые дни после победы на выборах в США Дональда Трампа позволяют предположить, что будущая администрация не только будет пытаться «заморозить» российско-украинскую войну. Трамп, как и во время своего первого президентского срока, может перейти к политике «сдерживания Китая» как одного из основных глобальных экономических и геополитических соперников США. 

По данным Financial Times, Роберту Лайтхайзеру, который был торговым представителем США, когда Дональд Трамп начал «торговую войну» с Китаем, предложили снова занять эту должность в новой президентской администрации. Лайтхайзер пользовался большим уважением Трампа и был одним из немногих высокопоставленных чиновников, которые не вызывали его гнева во время первого президентского срока, утверждает Financial Times. При нем США ввели высокие пошлины и тарифы на импорт, объявили торговую войну Китаю. Кроме того, Лайтхайзер конфликтовал со Всемирной торговой организацией (ВТО), которая курирует международные торговые споры.

В выпущенной в прошлом году книге «Никакая торговля не бывает свободной» Лайтхайзер по-прежнему призывает к «стратегическому разрыву» с Китаем. Он предлагает заменить политику «снижения рисков» от китайской зависимости, которую вел Джо Байден, на жесткий курс по устранению торгового дефицита, включая отмену привилегий КНР в торговле с США и введение дополнительных тарифов. Возможное назначение Лайтхайзера указывает на возвращение к тарифной эскалации и, возможно, к более глубокому экономическому разрыву между США и Китаем, что способно существенно изменить глобальные цепочки поставок.

Время покажет, будет ли речь идти о масштабной «торговой войне» США и КНР, не говоря уже о войне обычной (вокруг Тайваня). Но информация, поступающая сегодня из Вашингтона, должна заставить Пекин уделять большее внимание укреплению своих отношений со странами, вовлечёнными в стратегию «Один пояс — один путь». И Грузия здесь оказывается в уникальном положении. В ней оказываются одновременно заинтересованы и будущая администрация Дональда Трампа, и руководство КНР.

Напомним, что Китай осуществляет в Грузии масштабные инфраструктурные проекты – от реконструкции главной автомагистрали, связывающей восток и запад страны, до строительства глубоководного порта Анаклия. Летом нынешнего года в ходе рабочего визита министра экономики и устойчивого развития Грузии Левана Давиташвили в Китай был подписан «Меморандум о взаимопонимании по развитию транспортных коридоров для железнодорожного экспресса Китай-Европа, Транскаспийского международного транспортного маршрута (Средний коридор)». Меморандум предусматривает углубление сотрудничества между Грузией и Китаем с целью обеспечения большей активизации и эффективного функционирования Среднего коридора. Одна из главных целей меморандума – рост грузопотоков по Среднему коридору из Китая в Европу и наоборот, а также укрепление торгово-экономических отношений между двумя странами. В меморандуме говорится, что стороны будут вместе работать над привлечением дополнительных грузов в Средний коридор, в том числе путем оптимизации маршрутов, развития инфраструктуры и улучшения транспортных услуг, а также укрепления сотрудничества в таможенной, транспортной сферах и безопасности.

Возникает вопрос: не будут ли США в рамках возможной конфронтации с Китаем выступать против Среднего коридора? Анализ геополитических тенденций позволяет надеяться на то, что это вряд ли произойдет. Ведь одна из причин того, что США намерены «заморозить» российско-украинскую войну, — это то, что эта война все больше «привязывает» РФ к КНР. Поэтому усилия США будут также приложены к тому, чтобы с окончанием этой войны «Северный коридор» для китайского сухопутного транзита в Европу не стал доминирующим. Поэтому развитие Среднего коридора, проходящего из Китая через Центральную Азию, Азербайджан и Грузию, скорее всего, останется в приоритетах не только Пекина, но и Вашингтона. И это несмотря на все угрозы ухудшения отношений между Пекином и Вашингтоном. Естественно, в связях с Китаем по Среднему коридору будет также заинтересован ЕС. В таких условиях для Азербайджана и Грузии даже в условиях появления новых линий противостояния появится возможность стать незаменимыми для ключевых геополитических игроков.

Владимир Цхведиани, Грузия, специально для Caliber.Az

Caliber.Az
Взгляды и мнения, выраженные гостевыми колумнистами в своих авторских статьях, могут отличаться от позиции редакции и не всегда отражают её взгляды.
Просмотров: 426

share-lineВам понравилась новость? Поделиться в социальных сетях
print
copy link
Ссылка скопирована
АНАЛИТИКА
Аналитические материалы авторов Caliber.Az
loading