The Jerusalem Post: Иран усилил риторику против Израиля и Азербайджана Перевод Caliber.Az
В израильской газете The Jerusalem Post опубликована статья, посвящённая непростым азербайджано-иранским отношениям. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала.
Министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан предупредил о «присутствии» Израиля на Кавказе во время встречи с министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу в Анкаре на этой неделе.
Это самое последнее из ряда высказываний иранского режима, направленных на то, чтобы привлечь внимание к тесным связям Израиля с Азербайджаном.
В отчете Института Ближнего Востока в октябре 2021 года отмечалось, что «официальная иранская версия заключается в том, что Баку якобы предоставил Израилю разрешение на использование азербайджанской территории для проведения операций в Иране». Последнее обвинение Тегерана заключается в том, что «Азербайджан якобы служил плацдармом для операций по краже Израилем большого количества секретных ядерных архивов в 2018 году».
Далее в отчете отмечается, что «на этот раз Тегеран, похоже, вдвойне опасается. Он рассматривает активизацию усилий Израиля по приближению к иранской территории как способ давления на ИРИ. Верховный лидер Али Хаменеи предостерег всех соседей Ирана от того, что он назвал «вмешательством иностранцев в дела региона» и «источником раздора». Намекая на Баку, Хаменеи пообещал возмездие соседним государствам, которые сотрудничают с израильтянами».
В декабре 2022 года газета Haaretz сообщила, что посол Азербайджана в США сказал: «Мы не позволим Израилю атаковать Иран с нашей территории». После объявления об открытии посольства в Тель-Авиве, посол отметил, что «новое правительство Израиля не повлияет на отношения между Баку и Тель-Авивом, и эти связи не повлияют на голосование в ООН».
В январе газета The National в ОАЭ опубликовала статью, в которой говорилось: «Тегеран очнулся не только от того, что израильский и турецкий след на его северной границе стал более заметным, но и от того, что Россия не смогла предотвратить приход Турции и Израиля на Южный Кавказ, что, вероятно, стало для Тегерана еще более серьезным потрясением». В феврале газета The Washington Post сделала аналогичное заявление. «Азербайджан и Иран - мусульманские страны, которые имеют тесные этнические и языковые связи и многовековую историю, стали свидетелями самой серьезной эскалации в январе, когда азербайджанское посольство в Тегеране подверглось вооруженному нападению. Это произошло после того, как Иран провёл военные учения на границе с Азербайджаном».
Иран усилил свою риторику в отношении того, что он описывает как «иностранные силы» в Кавказском регионе. Министерство иностранных дел Ирана все чаще выступает с подобными заявлениями. Глава МИД ИРИ сделал предупреждение на встрече с Чавушоглу в Турции, которые, вероятно, стали посланием для двух близких союзников – Баку и Анкары. В Иране говорят, что предполагаемое присутствие Израиля на Кавказе представляет собой «серьезную угрозу региональному миру и безопасности».
«Присутствие Израиля на Кавказе является одной из важных проблем, и Иран предупреждает все стороны действовать бдительно по отношению к этой стране и не допускать присутствия Израиля на Кавказе», - настаивает министр иностранных дел Ирана.
Риторика Тегерана звучит на фоне напряженности между Израилем и Ираном, а также наращивания ИРИ ядерного потенциала. Есть опасения, что программа по обогащению урана превратит Иран в ядерную державу.
Решение усилить риторику на встрече с министром иностранных дел Турции в Анкаре свидетельствует о том, что Иран все больше обеспокоен вопросом о том, откуда действует Израиль. Комментарии прозвучали в преддверии встречи дипломатов Турции, Ирана и России, которая должна состояться на следующей неделе.
Перевод: Фарах Мамедли