The National Interest: Российско-украинская война сближает Европу и Азербайджан Перевод Caliber.Az
На сайте nationalinterest.org на английском языке опубликован материал, в котором говорится, что в последнии месяцы появились дополнительные стимулы и потребности для более тесных связей между ЕС и Азербайджаном.
Caliber.Az предлагает вниманию перевод статьи.
Последствия российского вторжения в Украину создали дополнительные стимулы и потребности для более тесных связей между ЕС и Азербайджаном.
«Сегодня Азербайджан и Европейский союз (ЕС) стали ближе друг к другу, чем когда-либо», - заявил посол ЕС в Азербайджане Питер Михалко на мероприятии, посвященном Дню Европы 12 мая в Баку. По словам посла Литвы Эгидиуса Навикаса, отношения между Азербайджаном и ЕС активизировались после Второй Карабахской войны 2020 года, поскольку европейские компании активно участвуют в восстановительных работах на территориях, освобожденных от армянской оккупации, а ЕС играет посредническую роль в деле установления мирных отношений между Азербайджаном и Арменией. Последствия российского вторжения в Украину, в частности, региональная политическая напряженность, угрозы и вызовы безопасности, нарушение традиционных маршрутов сообщения и энергетический кризис в Европе создали дополнительные стимулы и потребности для более тесных связей между ЕС и Азербайджаном.
Основа этих отношений многослойна и благоприятна. Азербайджан подписал соглашения о стратегическом партнерстве с девятью членами ЕС и установил прочные связи со многими из них. С годовым торговым оборотом в 15 миллиардов долларов ЕС является основным торговым партнером Азербайджана, на долю которого приходится около 45 процентов от общего объема торговли страны и составляет две трети торговли ЕС со всем регионом Южного Кавказа. ЕС является крупным инвестором в азербайджанскую экономику, вложив до 20 миллиардов долларов в различные проекты в Азербайджане.
Азербайджан обеспечивает около 5 процентов потребностей ЕС в нефти и экспортирует газ на европейский рынок с 2020 года. В декабре 2020 года Азербайджан начал экспортировать газ в Европу через Южный газовый коридор (ЮГК), проект стоимостью 33 миллиарда долларов. Хотя доля азербайджанского газа составляет менее 2 процентов в общем объеме импорта газа в ЕС, это сохраняет стратегическое значение для некоторых импортеров в Восточной Европе.
На фоне усилий Европы по снижению газовой зависимости от России экспорт азербайджанского газа рассматривается как альтернатива. Например, план из десяти пунктов по снижению зависимости Европы от российского газа, предложенный Международным энергетическим агентством, включает Азербайджан в качестве альтернативного источника. Участившиеся в последние недели визиты в Баку европейских официальных лиц для изучения возможностей увеличения экспорта азербайджанского газа обещают принести положительные результаты в ближайшем будущем. Обе стороны сильно заинтересованы в этом сотрудничестве.
Азербайджан также является важным участником взаимодействия между Европой и Азией. Из-за сбоев на трансроссийском северном маршруте после войны в Украине Транскаспийский международный транспортный маршрут, так же известный как Средний коридор, набрал обороты. За последние несколько месяцев многие международные логистические компании решили расширить свои операции в Европе и Азии через Средний коридор.
Азербайджан, Казахстан и Грузия заинтересованы в развитии этого транспортного маршрута, потенциал которого оценивается в 10 миллионов тонн или в виде 200 000 контейнеров в год. Три страны планируют установить единые тарифы для внутренних грузоотправителей, улучшить и упростить работу перевозчиков в коридоре пути. Это повысит транзитную роль Южного Кавказа для соединения Европы и Азии и послужит еще одним обнадеживающим фактором для более тесного взаимодействия ЕС с этим регионом.
На этом фоне в последние месяцы ЕС начал играть активную роль в армяно-азербайджанском мирном процессе. Лидеры двух южнокавказских республик встретились онлайн 4 февраля, лично 6 апреля и 22 мая при посредничестве президента Европейского совета Шарля Мишеля. Стороны достигли определенного прогресса в этом процессе, начали подготовительную работу к мирному договору и договорились о создании международной комиссии по делимитации армяно-азербайджанской границы, поскольку с тех пор, как две страны восстановили свою независимость в 1991 году, их границы не были делимитированы.
Стоит отметить, что с начала этого года представители двух южнокавказских республик встречались исключительно при посредничестве ЕС, в то время как единственная встреча при посредничестве России - встреча министров иностранных дел, состоявшаяся 12 мая, прошла на полях другого крупного мероприятия и не привнесла в переговоры ничего нового. Именно по этой причине Россия чувствует раздражение, если не угрозу, от попыток Брюсселя примирить две страны.
Считается, что одной из основных причин недавнего нежелания Армении выполнять обязательства, которые она взяла на себя на встречах при посредничестве ЕС (например, ее отказ встретиться с азербайджанской стороной 29 апреля и 7-12 мая, когда стороны должны были создать комиссию по делимитации в согласованные сроки), является давление со стороны России и пророссийских оппозиционных групп. Тот факт, что премьер-министр Армении Никол Пашинян предпринял эти шаги после своего визита в Москву 19-20 апреля, который шел вразрез с его более конструктивными заявлениями до этого визита, подтверждает эти утверждения о российском вмешательстве в текущий процесс. Тем не менее, в регионе есть оптимизм в отношении того, что усилия ЕС, направленные на достижение прорыва в переговорах, принесут определенные результаты в ближайшие месяцы.
Все эти события побуждают Азербайджан и ЕС углублять двусторонние связи и открывать новые главы в их отношениях. Следовательно, ожидается, что обе стороны завершат свои переговоры по новому рамочному соглашению (переговоры по которому ведутся с 2017 года) и подпишут его в ближайшем будущем. По словам президента Ильхама Алиева, процесс был отложен из-за ограничений, связанных с пандемией, и войны 2020 года между Арменией и Азербайджаном. Однако он повторил, что более 90 процентов соглашения готово.
«У нас есть соглашение, но оно было подписано много лет назад (в 1996 году). Новое соглашение является очень всеобъемлющим. Оно включает в себя новые реалии после Второй Карабахской войны и, безусловно, будет учитывать новую ситуацию в мире», - заявил президент Азербайджана.
Перевод Caliber.Az, Исмет Мирбабаев