The New Arab: Геополитический треугольник Азербайджана, Турции и Пакистана Перевод Caliber.Az
На сайте alaraby.co.uk на английском языке опубликован материал, в котором рассказывается, что трехсторонние отношения Азербайджана, Пакистана и Турции, обретают все большее значение для безопасности, экономических и дипломатических интересов всех трех стран.
Caliber.Az предлагает вниманию перевод статьи.
Азербайджан, Пакистан и Турция поддерживают прочные трехсторонние отношения, которые обретают все большее значение для безопасности, экономических и дипломатических интересов всех трех стран.
Благодаря усилиям Реджепа Тайипа Эрдогана, Ильхама Алиева и Имрана Хана прочные отношения этих государств продолжают углубляться. Глубокие связи между ними не являются чем-то новым. Турция и Пакистан имеют богатую историю двусторонних отношений. После распада Советского Союза 30 лет назад Турция и Пакистан были первыми двумя странами, признавшими Азербайджан в качестве нового независимого национального государства.
Эрдоган за время своего президентства посетил Азербайджан более 20 раз. Степень отношений между Анкарой и Баку подчеркивает фраза «один народ, два государства», которую многие турки и азербайджанцы используют для описания своих отношений.
В этих трехсторонних отношениях есть важное военное измерение. В период с 2016 по 2019 год Турция стала четвертым по величине импортером оружия в Пакистане, обогнав Соединенные Штаты, в то время как Пакистан стал третьим по величине рынком Турции для экспорта оружия. Передача и продажа турецких военных технологий уже включает в себя детали беспилотных летательных аппаратов, военно-морские корабли и бомбы. Одной из главных причин того, что Пакистан рассматривает Турцию как потенциального поставщика оружия, является тот факт, что Исламабад хочет избежать чрезмерной зависимости как от Китая, так и от Запада в отношении оружия.
Но эти отношения не являются односторонними. Турция обратилась к Пакистану в надежде на совместную разработку ракет и истребителей после того, как Вашингтон приостановил передачу этих технологий в связи с приобретением российских систем С-400. Кроме того, год назад на встрече группы диалога высокого уровня Турция-Пакистан официальные лица обеих стран обсудили оказание Исламабадом поддержки ядерной программе в Турции.
Продажи оружия Анкарой Азербайджану в последние годы резко возросли. Фактически, в 2020 году турецкий военный экспорт в Баку увеличился в шесть раз. За месяц до начала прошлогодней войны в Нагорном Карабахе продажи турецких беспилотных летательных аппаратов и другого оружия достигли 77 миллионов долларов. Азербайджан также играет важную гуманитарную роль в Пакистане с середины 2000-х годов, в основном через Фонд Гейдара Алиева, благотворительную организацию, возглавляемую первой леди Азербайджана Мехрибан Алиевой. Такая азербайджанская помощь Пакистану в основном оказывалась в образовательной, экологической и здравоохранительной сферах. Некоторые из этих проектов включали школу для девочек в Мусаффарабаде и проект системы водоснабжения в пакистанском городе Дера Исмаил Хан.
После Второй Карабахской войны Анкара, Баку и Исламабад предприняли шаги по дальнейшему укреплению трехсторонних отношений. В июле 2021 года спикер парламента Турции Мустафа Шентоп вместе со своими пакистанскими и азербайджанскими коллегами Асадом Кайсером и Сахибой Гафаровой подписали Бакинскую декларацию по итогам трехсторонней встречи в столице Азербайджана. В этой декларации подчеркивалась приверженность этих трех стран укреплению сотрудничества на основе культурных связей, взаимного уважения и растущего доверия с акцентом на необходимость содействия миру и стабильности.
В сентябре 2021 года азербайджанские, турецкие и пакистанские военные провели в Баку восьмидневные совместные военные учения под названием «Три брата-2021». Официально цель состояла в том, чтобы укрепить существующие связи между тремя странами и найти новые способы борьбы с терроризмом.
Однако «Три брата-2021» привели к усилению напряженности в отношениях между Азербайджаном и Ираном, поскольку официальные лица в Тегеране восприняли трехсторонние учения как угрозу Исламской Республике. Хотя правительство Ирана полностью осознает степень близости Турции и Азербайджана, именно участие Пакистана встревожило иранских чиновников.
Можно с уверенностью предположить, что после войны 2020 года геополитические последствия победы Баку будут продолжать беспокоить Исламскую республику, особенно как исторического союзника Армении, заставляя Тегеран нервничать из-за будущих трехсторонних военных учений вблизи его границ.
Экономика
Азербайджан, Турция и Пакистан расположены вдоль древних торговых коридоров. Подобно Китаю с его амбициозной инициативой «Один пояс, один путь» эти три евразийские страны стремятся возродить такие древние маршруты с целью создания новых рабочих мест и повышения качества жизни азербайджанцев, турок и пакистанцев. В течение всего этого года официальные лица из Анкары, Баку и Исламабада обсуждали пути активизации существующего сотрудничества в сферах торговли, инвестиций, транспорта, туризма, банковского дела и так далее. В январе главные дипломаты трех стран подписали «Исламабадскую декларацию», направленную на углубление таких связей. На данный момент одна из возможностей для этих стран укрепить экономические отношения связана с ситуацией в Карабахе и вблизи него. Хотя иранские фирмы надеялись выиграть контракты на реконструкцию разрушенной инфраструктуры в Карабахе, тем не менее контракты до сих пор заключались с турками и пакистанцами, что само по себе является источником трений между Баку и Тегераном.
Снижение рисков международной изоляции
С точки зрения понимания этих трехсторонних отношений, речь идет не только о военном сотрудничестве, продаже оружия, торговле и экономике. Дипломатия и мягкая сила также играют важную роль в трехсторонних отношениях Анкары, Баку и Исламабада.
Важно учитывать, насколько важна поддержка союзников и партнеров, когда страны выступают против своих врагов либо в военных конфликтах, либо в дипломатической вражде. Ни одно государство не хочет быть изолированным на международном уровне по вопросам, которые близки его основным интересам. Трехсторонние отношения Азербайджана, Турции и Пакистана гарантировали, что ни одна из этих стран не останется дипломатически изолированной на международной арене, когда дело доходит до их борьбы с соседними государствами. На протяжении многих лет это было продемонстрировано много раз. И Анкара, и Исламабад выступили в защиту позиции Азербайджана по Нагорному Карабаху.
Во время прошлогодней войны между Азербайджаном и Арменией Баку воспользовался военной технологией, которая была импортирована из Пакистана и оказалась важной для возвращения Азербайджаном Карабаха. Конечно, Турция внесла наибольший вклад в ту 44-дневную войну. Турецкие беспилотники Bayraktar TB-2 и другое вооружение в значительной степени способствовали тому, что Азербайджан победил. После того как правительство Индии отменило статью 370, позиция Пакистана по Кашмиру получила горячую поддержку как со стороны Турции, так и Азербайджана. Этот факт привел к значительным трениям Нью-Дели с Анкарой и Баку. Президент Эрдоган выступил на Генеральной Ассамблее ООН в сентябре 2020 года, обратив внимание на Кашмир и назвав его «животрепещущей проблемой» через год после того, как правительство Индии упразднило относительную автономию Кашмира.
В октябре 2019 года турецкие военные нанесли удар по связанным с Рабочей партией Курдистана (РПК) подразделениям народной самообороны (YPG) на севере Сирии в рамках операции «Источник мира». Несмотря на длинный список правительств по всему миру (за исключением Венгрии и Катара), осуждающих операции Анкары против YPG, Азербайджан и Пакистан оказали поддержку Анкаре. Аналогичным образом, в течение многих лет Баку и Исламабад поддерживали позицию Анкары по Кипру, несмотря на противодействие международного сообщества. В августе 2021 года президент Пакистана Ариф Алви выступил с речью на церемонии, состоявшейся в Турции по случаю спуска на воду корвета класса MILGEM, который турки построили для Пакистана. Алви выразил поддержку своей страны Турецкой Республике Северного Кипра заявив, что Пакистан един с Северным Кипром. «Всем сердцем мы едины с турецким народом», - заявил президент Пакистана.
Значимость Пакистана для Анкары и Баку
Тесный союз Азербайджана с Турцией является хорошо известной опорой внешнеполитической повестки Баку. Азербайджан имеет решающее значение для способности Анкары проецировать геополитическое и экономическое влияние на восток, в Каспийское море и Центральную Азию. Тем не менее, как у Анкары, так и у Баку явно есть желание включить Пакистан в свои оборонные связи. «Пакистан рассматривает Азербайджан как еще один перспективный рынок сбыта своей оборонной техники, в основном истребителей JF17 Thunder», - сказал The New Arab Умар Карим, научный сотрудник Королевского объединенного института исследований в области обороны и безопасности.
Поскольку Азербайджан обладает необходимыми ресурсами и хотел бы диверсифицировать свое вооружение, чтобы ослабить зависимость от России, Пакистан и Турция, естественно, являются очень благоприятными альтернативами. Таким образом, Азербайджан может стать клиентом пакистанской военной техники, как Нигерия или Аргентина. Кроме того, есть особые преимущества, которые дает союз со страной, которая принадлежит к клубу из девяти государств, обладающих ядерным оружием, и которая обладает влиянием мягкой силы в определенных частях исламского мира. «Баку в основном полагается на дипломатическую мощь Пакистана, - пояснил Туран Гафарли из TRT World в интервью TNA. - Мощь и влияние Пакистана среди мусульманских народов является большим преимуществом».
Гафарли также пояснил, что иметь ядерную державу на своей стороне - это огромное преимущество, поэтому Пакистан по-прежнему будет большим преимуществом для Азербайджана, особенно учитывая, что он является страной с 250-миллионным населением.
Будущее
Азербайджан, Турция и Пакистан, возможно, не столкнутся напрямую с одинаковыми угрозами. Но их связывают культура, история и решимость вывести трехстороннее сотрудничество на новые высоты в военной, экономической и энергетической областях. Как с точки зрения жесткой силы, так и с точки зрения мягкой силы, такой как борьба с исламофобией и притеснением мусульман в определенных частях мира, существует еще много общих причин и общих взглядов, которые объединяют эти три государства.
Одной из самых больших проблем, стоящих перед Пакистаном, является угроза хаоса, а также увеличение потоков беженцев, хлынувших из Афганистана. Велика вероятность, что Исламабад обратится к Анкаре и Баку, когда дело дойдет до обеспечения национальных интересов Пакистана в условиях неопределенной ситуации в Афганистане через несколько месяцев после возвращения талибов к власти. Амбициозное партнерство Анкары, Баку и Исламабада направлено на создание новых реалий в большой Евразии, которые могут способствовать продвижению национальных интересов всех трех стран. В дальнейшем важно изучить, в какой степени другие державы (Иран, Таджикистан, Россия, Катар и т.д.) могут рассматривать углубление этого трехстороннего партнерства как полезное и/или угрожающее их собственным интересам. Также еще предстоит выяснить, присоединится ли какая-либо из данных стран к этой оси сотрудничества.
Ясно то, что Азербайджан и Пакистан рассматривают усиливающуюся Турцию как позитивный фактор для своих собственных внешнеполитических интересов. Чтобы не застрять в геостратегической игре по балансированию между США, Россией и Китаем, более глубокое партнерство с Анкарой может предоставить Баку и Исламабаду больше возможностей.
Перевод Caliber.Az, Исмет Мирбабаев