Томас де Ваал: Азербайджан не применял насилия по отношению к карабахским армянам
«Исход армян из Карабаха был мирным. Конечно, есть люди, которые погибли по дороге, но насилия с азербайджанской стороны не было».
Как передает Caliber.Az, об этом заявил в интервью армянской службе радиостанции «Свобода» ведущий исследователь Фонда Карнеги Томас де Ваал.
«Я уверен, что Россия однозначно могла предвидеть операцию и действия такого масштаба, видеть предшествовавшие всему этому военные приготовления. У них была своя информация, свои источники, и они ничего не сделали для того, чтобы предотвратить это. Так что в каком-то смысле я рассматриваю это как предумышленное решение Москвы ничего не делать. Русские способствовали мирному массовому исходу армян из Карабаха. Но, кроме этого, да, они позволили этому случиться. А между Баку и Москвой, безусловно, много связей», - сказал Ваал.
Касаясь того, что Армения начала предпринимать шаги в направлении того, чтобы не быть зависимой от России, пытаясь диверсифицировать свои внешние отношения, свою политику в сфере обороны и безопасности, эксперт отметил: «Начнем с того, что Армения всегда старалась диверсифицировать свою внешнюю политику. То же самое было и в 90-ые годы при Тер-Петросяне, это называлось комплементарной политикой, когда были связи и с Европой, и с США, и с Ближним Востоком. Россия должна была быть лишь одним из многочисленных партнеров. Военная и экономическая зависимость от Москвы усилилась особенно при Роберте Кочаряне, когда все экономические активы были переданы под контроль России, когда была расширена военная база в Гюмри и так далее. И эта зависимость все еще имеется. Свыше 80% газа в Армению по-прежнему поступает из России – через территорию Грузии, 90% пшеницы поступает из России. Очевидно, что торговля с Россией продолжает оставаться важной, и она осуществляется через территорию Грузии. Когда Россия закрывает КПП в Ларсе, это влияет на экономику Армении. Все рычаги воздействия еще есть, но сейчас применяются усилия в направлении того, чтобы отойти от всего этого. Думаю, некоторые скажут, что это делается не очень умело, что возможно было бы разумнее еще больше отойти от российской зависимости и меньше говорить об этом. Но власть Никола Пашиняна, похоже, больше говорит и меньше делает, что, наверное, не так уж умно со стратегической точки зрения, но эти изменения однозначно сейчас в процессе».