У ЕС нет рычагов влияния на Южный Кавказ Статья Натали Точчи в Modern Diplomacy
На сайте moderndiplomacy.eu опубликована статья Натали Точчи, посвящённая роли ЕС в решении глобальных конфликтов. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала.
От редакции: Натали Точчи - итальянский политолог и эксперт в области международных отношений. Она специализируется на роли Европейского Союза в международных делах, а также на отношениях между европейскими государствами.
«Подход ЕС к Украине должен был показать, что представляет собой геополитическая Европа. Но его политика на Ближнем Востоке выявила раскол в союзе.
Сейчас, когда руководство Европейского союза уже на «финальном круге», а выборы в Европарламент назначены на 2024 год, стоит задуматься о глобальной роли союза и о том, какие уроки можно извлечь из войн и кризисов последних четырех лет.
Итак, на фоне амбиций председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен о создании геополитической комиссии, как же на самом деле обстоят дела в глобальной Европе?
Начнем, пожалуй, с хороших новостей: позиция Европы в отношении российского вторжения в Украину содержит все элементы успешной внешней политики. В частности, ЕС сохранил единство в достижении своей цели.
Но на этом хорошие новости заканчиваются.
Геополитическая Европа, которая когда-то была символом «интегрированного подхода ЕС к конфликтам и кризисам», впервые начала расшатываться в Сахеле. Эпидемия переворотов, прокатившаяся по региону, подорвала позиции союза, и, поскольку Францию буквально вышвырнули вон, ЕС теперь в растерянности.
После переворота в Нигере Европа поддержала Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС), заявив, что таким образом она наконец-то вышла на путь истинный, оправдав слова об «африканских решениях африканских проблем». Но как бы привлекательно ни звучал этот лозунг, он скрывает тот факт, что, когда речь заходит о Сахеле, ЕС уже не знает, чего хочет.
Затем настал черед Южного Кавказа, где, в принципе, Европа изначально знала, чего хотела. Никто не оспаривает территориальную целостность Азербайджана, включающую в себя и Карабах, но все выступают против того, как это было реализовано. Европа также настроена против того, чтобы Баку прокладывал коридор в Нахчыван «в нарушение суверенитета Армении».
Здесь ЕС выложил на стол несколько фишек: председатель Европейского Совета Шарль Мишель приложил значительные политические усилия для посредничества между Ереваном и Баку, а ЕС развернул в Армении мониторинговую миссию. Тем не менее, европейские инструменты внешней политики на Кавказе слишком слабы, чтобы способствовать достижению целей Европы.
В отличие от Украины, экономическая поддержка ЕС в регионе ограничена, военная помощь практически отсутствует (за исключением Франции), энергетические рычаги влияния Азербайджана на некоторые страны-члены довольно велики, а расширение ЕС пока не рассматривается. Можно сказать, что в случае с Южным Кавказом у Евросоюза есть видение, но пока нет средств для его реализации.
И, наконец, ситуация на Ближнем Востоке складывается катастрофическим образом. Европейский консенсус по израильско-палестинскому конфликту тщательно формировался на протяжении десятилетий и в конце 1990-х - начале 2000-х годов вылился в обоснованную, сбалансированную и относительно подробную формулировку о двух государствах - идею, обеспечивающую безопасность Израиля, самоопределение палестинцев и уважение прав каждого.
С течением некоторого времени этот консенсус был нарушен: ряд стран-членов все больше склонялся в сторону Израиля, который, в свою очередь, все более явно отказывался от идеи о двух государствах.
В течение многих лет Евросоюз избегал столкновения с рушащимся консенсусом, негласно поверив словам премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху о том, что палестинский вопрос можно как-то обойти стороной. Это сначала поддержал бывший президент США Дональд Трамп в рамках соглашений Авраама, а затем Джо Байден в рамках попыток по нормализации израильско-саудовских отношений.
Однако война, развернувшаяся на Ближнем Востоке после атаки ХАМАСа 7 октября и ответных действий Израиля, выявила очевидную истину: палестинский вопрос нельзя как-то обойти или проигнорировать. Она также обнажила горькую правду о том, насколько расколотой оказалась Европа. Когда-то у неё было свое видение ситуации на Ближнем Востоке, которое могло обеспечить устойчивый мир. У Европы по-прежнему есть экономические (по отношению к палестинцам) и торговые (по отношению к Израилю) рычаги влияния, чтобы способствовать реализации такого видения, хотя ей всегда не хватало смелости ими воспользоваться. А мы сейчас, похоже, предпочитаем препираться между собой, пока Газа горит», - написала Натали Точчи.
Перевод: Фарах Мамедли