«ВСУ уже сейчас можно брать в НАТО, но туда берут не армию, а государство» Иван Ус на Caliber.Az
Интервью Caliber.Az с главным консультантом Центра внешнеполитических исследований Национального института стратегических исследований Украины Иваном Усом.
- В середине июля в столице Литвы - Вильнюсе состоится очередной саммит НАТО, где, возможно, будет рассматриваться и вступление в альянс Украины. Однако президент США Джо Байден уже загодя заявил, что Вашингтон не будет стремиться упростить процесс вступления Украины в Североатлантический блок. Как считает Байден, несмотря на то, что Украина сделала многое для демонстрации своих военных способностей, Киеву необходимо придерживаться стандартов, которые есть у всех других стран альянса. А генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг прямо объявил, что Украину не станут приглашать в альянс на этом саммите, оговорившись, однако, что эта страна все-таки «в какой-то момент станет членом НАТО». В связи с вышесказанным, как вы считаете, чего конкретно ждать Украине от предстоящего саммита НАТО?
- Лично мне трудно представить, что Украина станет членом НАТО до завершения войны - США и отдельные страны Европы на это не согласятся. Но не исключаю, что на саммите в Вильнюсе будут более конкретизированы ее перспективы вступить в эту организацию. Думаю, будет обсуждаться также предложение Польши и стран Балтии о разработке компенсационного механизма для Украины за период, пока она не получит членство в НАТО. Такое решение станет существенным мотивационным фактором для принятия ее сразу по завершении войны. Кроме того, на этом саммите будет подчёркнуто обязательство стран НАТО продолжать военную поддержку Украины, сколько бы ни продолжалась война.
- Связано ли как-то нежелание принимать Украину в НАТО с множеством коррупционных скандалов, в которых оказалось замешано Министерство обороны этой страны?
- Высокий уровень коррупции и вполне вероятное большое число шпионов Российской Федерации среди руководства Украины наряду с коррупционными скандалами, в которые оказалось вовлечено Минобороны, являются весомым препятствием на пути страны в НАТО и ЕС. Именно эти факторы обуславливают заявления президента США Джо Байдена о том, что США не будут стремиться упростить процесс вступления Украины в НАТО. Собственно, такое же весомое влияние они оказывают и на другие страны-члены НАТО.
- Учитывая все это, когда Киев может рассчитывать на полноценное членство в альянсе?
- Андрюс Кубилюс, бывший премьер-министр Литвы, не так давно сказал, что вполне вероятно, что Украина станет членом НАТО в 2024 году, а ЕС – в 2029-м. Мне кажется, это слишком оптимистичный прогноз. Есть хорошее выражение, что армию Украины уже сейчас можно брать в НАТО. Но в НАТО берут не армию, а государство. И тут есть проблема. Но всё же по завершении войны жду изменения правил принятия в НАТО. Возможно, это будет новое правило, касающееся введения нового статуса: «временный член НАТО», суть которого будет заключатся в том, что страну берут в альянс на один год с обязательством усилить борьбу с коррупцией на разных уровнях. И от результата этой борьбы через год будут решать - оставлять ли ее в организации или нет. Некое подобие испытательного срока.
- Азербайджан не стремится в НАТО. В то же время Азербайджан и Турция подписали Шушинскую декларацию, согласно которой нападение на одну из стран означает нападение на обе наши страны. Может, для Украины было бы разумнее пойти по тому же пути, заключив аналогичные военно-политические союзы с Польшей, странами Балтии и иными государствам-членами НАТО?
- По завершении войны вполне возможно, что такое соглашение будет с Польшей, странами Балтии и Великобританией. К слову, в начале полномасштабной войны ходили разговоры о создании военного союза этих стран, Украины и Турции, но все это так и осталось на уровне слухов. Вместе с тем, поскольку Украина все же стремится в НАТО, то такое соглашение, как и возможный статус «страны - основного военного партнёра США вне НАТО», как, скажем, у Катара, могут отодвинуть реальное вступление на длительный срок, стать альтернативой ему. И это не в интересах Украины.
- Российско-украинская война еще не закончилась, но определенные итоги уже можно подвести. Что она продемонстрировала, насколько изменился общий баланс сил в мире за истекший с начала войны срок?
- Главный результат всех этих месяцев войны, что весь мир увидел - российская армия не является второй армией в мире. Это повлекло переоценку подходов во многих странах мира. Стоит добавить и то, что экономика России из профицитной превратилась в дефицитную. И это тоже результат войны. Кроме того, эта война стала вторым дыханием для НАТО. Ведь до ее начала альянс напоминал «хромую утку», страны-члены которого и близко не соблюдали требование этой организации к тратам на оборону в размере 2 % от своего ВВП. Но сейчас практически все страны НАТО поднимают расходы на военные нужды. Швеция и Финляндия, которые на протяжении многих лет были нейтральными (даже появился термин «финляндизация»), резко изменили свою политику и захотели войти в НАТО. И Украина на практике увидела, что имеет хорошие Вооружённые силы, страна получила мотиватор для объединения. Если раньше региональные показатели отношения в Украине к НАТО и ЕС имели существенные отличия, то теперь есть единство мнений во всех регионах, заключающееся в поддержке курса на эти западные объединения. Исторически сложившееся разделение Украины на запад и восток если еще не полностью, то существенно стёрлось.
Акпер Гасанов