Что ожидать от встречи Эрдогана и Байдена? Caliber.Az поговорил с Я.Ниязбаевым
14 июня в рамках саммита НАТО в Брюсселе ожидается важная встреча между президентами США и Турции Джо Байденом и Реджепом Тайипом Эрдоганом. Ее называют крайне важной для определения взаимоотношений в рамках НАТО и непосредственно между двумя странами. Кроме того, анонсировалось, что турецкий и американский лидеры обсудят во время переговоров ситуацию в Карабахе.
После того, как новую администрацию США возглавил Джо Байден, давление со стороны Вашингтона на Анкару заметно усилилось. В случае с покупкой Турцией российских комплексов C-400, как сообщает газета Hurriyet, Штаты хотели добиться от Турции обязательств, что она не будет активировать эти зенитно-ракетные системы (ЗРС). Анкара, конечно же, отказалась.
Кроме того, во влиятельной американской газете The Wall Street Journal публикуется материал, в котором говорится о необходимости пересмотра со стороны США союзнических отношений с Турцией.
В свою очередь турецкое издание Сumhuriyet размышляет о том, выгодно ли Анкаре членство в НАТО Киева и Тбилиси, ведь в этом случае в Украине и Грузии могут появиться американские базы, что может привести к попыткам пересмотра «доктрины Монтре» и ВМС США получат возможность неограниченного пребывания в Черном море. В настоящий момент именно Турция, имеет самый сильный флот в регионе.
На этом фоне глава МИД России Сергей Лавров делает своего рода комплимент Турции, отмечая, что вовлечение Анкары в процесс прекращения огня в Карабахе является стабилизирующим фактором.
Сегодня в гостях у Caliber.Az эксперт по Турции, главный редактор «МК в Турции» Яшар Ниязбаев.
- Что происходит в преддверии встречи лидеров США и Турции? Складывается ощущение углубления кризиса. Москва перетягивает Анкару на свою сторону. Со стороны главы МИД РФ звучат комплименты в адрес Турции, отмечается вклад Анкары в карабахское урегулирование. Запад почему-то не проявляет сильной заинтересованности удержать Турцию. А тут еще и неожиданные публикации в турецкой газете Сumhuriyet о том, что Турции не очень выгодно вступление Украины и Грузии в НАТО…
- Давайте начнем с публикации в Сumhuriyet. Важно учитывать, что это оппозиционная газета, которая смотрит на все под своим углом. А я помню, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган совсем недавно заявлял о поддержке Грузии и Украины в их стремлении войти в НАТО. Другой вопрос, могут ли в НАТО принять страны, на территории которых происходят конфликты, чья целостность нарушена? У Грузии есть Абхазия и Южная Осетия, у Украины – Крым и Донбасс. Наличие таких конфликтных ситуаций как минимум затрудняет вступление этих государств в Североатлантический альянс.
Что касается сближения Турции и России, то мне кажется, что здесь есть вопросы. Конечно, самым важным показателем станут результаты встречи Джо Байдена и Реджепа Тайипа Эрдогана. До сих пор у них не было диалога, помимо одного телефонного разговора, в котором шла речь о событиях 1915 года в Османской Турции. Кстати, беседа помогла, ведь реакция турецкого лидера на заявление Байдена о «геноциде армян» (кавычки наши – ред.) была сдержанной, он сказал, что большую роль в этом сыграло армянское лобби, и использование термина «геноцид» - не инициатива Джо Байдена, не его позиция.
Да, в последние несколько лет видно совместное движение Анкары и Москвы навстречу друг другу. Но у Америки есть свои рычаги давления. США требуют от Турции не пользоваться российскими С-400 и отдать им ключи от этого комплекса. Анкара отказывается. Но, опять же, надо дождаться 14 июня. Я думаю, что встреча президентов США и Турции будет долгой, есть много тем для обсуждений. Сейчас и у Джо Байдена, и Реджепа Тайипа Эрдогана есть шансы сделать шаги навстречу друг другу. Конечно, стоит отметить, что с предыдущим президентом США Дональдом Трампом турецкому лидеру было намного комфортнее.
Теперь на счет Карабаха. Я не думаю, что Россия так уж хотела турецкого участия в урегулировании. Но это было важно для Азербайджана, и Москва согласилась ради сотрудничества с Турцией, которое поддерживала Баку. В итоге был создан совместный Центр мониторинга. Турция – влиятельная сила, с которой сложно не считаться. На что и намекнул дипломатично глава МИД РФ сказав, что обеспечение совместного с турками наблюдения за происходящим на земле (в Карабахе) с использованием технических средств - это очень полезный компонент общего соглашения, который «позволяет нашим турецким коллегам чувствовать себя причастными к процессу, это стабилизирующий фактор».
Наир Алиев