За все нужно платить В частности, за электричество
Нельзя воровать чужие вещи. Нельзя воровать их безнаказанно, даже если это электричество. Хотя почему, собственно говоря, «даже»? В особенности, если это электричество. Потому что в любой момент может прийти проверяющий, а он обязательно найдет «левую» линию, после чего обязательно и саму линию перережет, и штраф выпишет. С этим у нас, сами понимаете, строго. И то, что правильно и справедливо в отношениях «индивидуум-государство», то является справедливым и правильным в отношениях «государство и государство», в особенности, если одно государство около тридцати лет держало часть другого государства под оккупацией и вывозило всё, до чего могли дотянуться загребущие руки. Вплоть до электроэнергии.
Но преступления не остаются безнаказанными, и всё, что остается агрессору после показательной порки, это умываться слезами и обиженно бубнить о какой-то там «этнической чистке» и мифическом «культурном наследии». Бубнеж, разумеется, мало кто принимает за чистую монету, а те, кто принимает, те делают это именно за ту самую монету, потому что бесплатно в это никто не верит, хотя бы потому, что у нас, как говорил классик, «все ходы записаны». Например, камеры видеонаблюдения, установленные на ППП «Лачин», не зафиксировали никакой «насильственной депортации», «миацум», т. е. «воссоединение с матерью Армений», о необходимости которого так долго говорили дашнаки, цегакронисты и прочая, прочая, прочая, свершился к обоюдному удовольствию.
Кроме того, в отчете миссии ООН, посетившей Карабахский регион Азербайджана сразу после освобождения его от оккупантов, прямым текстом сказано, что «миссия не наблюдала нанесения ущерба гражданской и общественной инфраструктуре, включая больницы, школы и жилые дома, а также культурной и религиозной инфраструктуре. Наши коллеги не получали сообщения – ни от местного населения, ни от других – о насилии в отношении гражданских лиц». О том, что количество выехавших армян тщательно регистрировалось, я уже и не говорю, ни о каких «150 тысячах» не может быть и речи, точное количество покинувших Азербайджан армян обязательно будет озвучено в нужное время и в нужном месте, так что приписки тут совершенно неуместны. Но… уехать-то уехали, только вот украденное придется вернуть, а разворованное — возместить.
Так вот, о возмещении, именно поэтому Баку представил в постоянный арбитражный суд в Гааге иск против Армении, обвинив ее в нарушении суверенных прав Азербайджана на энергетические ресурсы. Совершенно верно, речь идет о деятельности крупных инфраструктурных объектов энергетики на территории, когда-то оккупированной Арменией. Как говорится в заявлении МИД Азербайджана, Армения на протяжении 30 лет препятствовала доступу Азербайджана к своим энергетическим ресурсам, а в качестве примера приводится как гидростанция на Сарсангском водохранилище, так и проект строительства аналогичных станций на реке Араз, возле границы с Ираном.
«В период незаконной оккупации армянская сторона лицензировала и регулировала организации, эксплуатирующие Тертерскую ГЭС, незаконно подключила этот источник энергии к своей внутренней электросети и направляла электроэнергию в Армению для внутреннего потребления» - в общем, свет горел, счетчик крутился, а по счетам «пользователь» (читай – воришка) не платил. Это нехорошо, несправедливо и неправильно, и именно для того, чтобы справедливость восторжествовала, а зла в мире стало немного меньше – за украденное электричество придется заплатить, причем что-то мне подсказывает, что заплатить придется вместе со штрафами за незаконное подключение и пенями за неуплату. Также во весь рост встает вопрос о возмещении расходов на амортизацию, так что – всё будет по-взрослому.
Азербайджан продолжит требовать с Армении возмещения за ущерб, нанесенный в результате незаконной эксплуатации энергетических ресурсов, в том числе источников возобновляемой энергии на освобожденных от оккупации территориях (в свете СОР29 упоминание об источниках возобновляемых ресурсов приобретает особую актуальность и, я бы даже сказал, пикантность), и это только начало. За вывоз природных ресурсов и сельскохозяйственной продукции тоже придется платить, и счет за более чем тридцать лет оккупации набежал немаленький. Думаю, что со мной согласятся решительно все: у арбитражного суда в Гааге есть все шансы доказать свою беспристрастность и приверженность духу и букве закона. Например, немцы по результатам Второй мировой войны за деяния точно такого же рода были наказаны жестко и показательно. Правда, вот за дальностью расстояния у них не удалось подключить свою внутреннюю сеть к источникам электроэнергии захваченных территорий, но за вывоз ресурсов им пришлось расплатиться сполна. Так что прецеденты есть, и всё только начинается.
Как там говорили древние римляне? «Судья, оправдывающий преступника, подлежит осуждению».