Зангезурский коридор: перспективы маршрута в условиях меняющейся геополитики Статья Дориана Джонса для RFI
На сайте Международного французского радио RFI опубликована статья журналиста Дориана Джонса, посвящённая будущему Зангезурскому коридору. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала.
«В январе министры иностранных дел Турции и Азербайджана встретились в Баку и Анкаре в рамках усилий по углублению экономического и торгового сотрудничества. В достижении этих целей важное значение имеет план по созданию маршрута, получившего название «Зангезурский коридор», который свяжет материковую часть Азербайджана с Нахчыванской Автономной Республикой, граничащей с Турцией.
Коридор, который пройдёт через территорию Армении, является частью турецко-азербайджанской концепции по развитию торгового маршрута между Китаем и Европой.
Иран решительно выступает против предлагаемого 40-километрового коридора, поскольку опасается, что он перекроет важный маршрут, используемый им для обхода санкций.
Союзник ИРИ Армения также выступает против коридора. Но с учётом того, что Тегеран ослаблен неудачами в Сирии и Ливане, Баку и Анкара видят хорошую возможность для продвижения Зангезурского коридора.
«Слабый Иран – это большая возможность для Турции на Южном Кавказе», – сказал турецкий аналитик из Global Source Partners Атилла Есилада. – Единственная причина, по которой Армения сопротивляется созданию Зангезурского коридора, – это обещания Тегерана защитить ее в военном отношении».
Аналитик считает, что поскольку администрация президента США Дональда Трампа оказывает давление на Иран, Азербайджан и Турция, возможно, будут менее склонны воспринимать угрозы со стороны ИРИ всерьёз.
Иран смягчает позицию
Однако, учитывая региональные неудачи Ирана и угрозу усиления давления со стороны Вашингтона, Тегерану нужны друзья в регионе.
«Для Ирана было бы хорошо, если бы Зангезурский коридор был открыт. Тогда у него будут гораздо более тесные связи с Турцией и Азербайджаном, – сказал профессор международных отношений Ближневосточного технического университета в Анкаре Хусейн Багчи. – Всё будет зависеть от того, хотят ли они видеть рядом две недружественные или же две дружественные страны».
В январе Иран, похоже, смягчил свою позицию. Один из высокопоставленных иранских дипломатов заявил, что противодействие Зангезурскому коридору больше не является приоритетом. Очевидное смягчение позиции Тегерана совпадает с углублением его связей с Москвой.
Поскольку Турция и Азербайджан не ввели ограничения в отношении России, Кремль поддерживает создание Зангезурского коридора как способ обойти международные санкции по торговым маршрутам через страны, которые их не применяют.
Позиция США неясна
«Россия, по сути, перестраивает всю свою логистическую сеть, и этот коридор – потенциально важная часть новой сети с севера на юг, – сказала научный сотрудник Центра глобальной энергетической политики при Колумбийском университете в Нью-Йорке Татьяна Митрова. – Поэтому Россия говорит, что это важно. Это часть нового плана по диверсификации наших экспортных и импортных маршрутов».
Новая администрация США ещё не выразила свою позицию по проекту Зангезурского коридора.
«Мирное соглашение между Баку и Ереваном ещё не заключено. Но если Анкара направит свои усилия на оживление зашедших в тупик азербайджано-армянских мирных переговоров, то дипломатические выгоды могут перевесить экономические преимущества Зангезурского коридора, – сказала Асли Айдынтасбас из Брукингского института. – Турция может стать очень важным партнёром. Если она займет позицию по этому вопросу, то это будет очень интересно для президента Трампа, который хочет позиционировать себя в качестве международного миротворца».
Турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган стремится к установлению тесных связей с Трампом. В то же время он намерен поддерживать своего азербайджанского коллегу Ильхама Алиева в их общей цели – превратить обе страны в мост между Европой и Китаем», – написал Дориан Джонс.
Перевод: Фарах Мамедли