Bread issue in Azerbaijan
    Caliber.Az comments on expected main staple price hike

    ANALYTICS  18 August 2022 - 10:43

    Khazar Akhundov
    Caliber.Az

    The factor of imported inflation continues to dominate the food market in most post-Soviet countries. Despite the growth in production and exports of Russian and Kazakh wheat and relative normalization of Ukrainian grain supply logistics, prices for flour, pasta, and bakery products did not decline. On the contrary, in August, a new round of price increases for flour products was outlined, and these global negative processes have not spared Azerbaijan, where due to rising costs of flour mills and bakeries, a slight increase in retail prices for bread is also expected.

    Despite the formation of safe sea corridors for the export of wheat and other agricultural products from Ukraine, as well as a good grain harvest in Russia and Kazakhstan, in August, prices for wheat flour, sugar, vegetable oils, meat, and a number of other agricultural products in several post-Soviet countries continued to rise again. It is noteworthy that vital foodstuffs became more expensive not only in Armenia, Georgia, Moldova, Kyrgyzstan, and other countries that traditionally depend on food imports, but similar trends were observed in Russia, Kazakhstan, and Belarus, which have a high level of food self-sufficiency.

    This strange, at first glance, the phenomenon can be explained quite simply. Even on the threshold of the food crisis, since the end of 2021, Russia, Kazakhstan, India, and some other countries began one after another to introduce export quotas and additional customs duties and export duties on grains, feed, feed additives, oilseeds, and different fertilizers. This was done with the aim of regulating the domestic market and maintaining the stability of domestic wholesale and retail prices for foodstuffs. Moreover, after February 24, with the beginning of the Russian "special operation" in Ukraine, these trends only expanded. Almost all post-Soviet countries imposed restrictions on the export of major types of agricultural raw materials and foodstuffs.

    The fact is that global food, and grain markets, in particular, are not initially integral, but divided into local regional clusters, which differ to some extent in their price levels. The highest level of exchange prices is usually observed in the countries of Northern Europe, the USA, Canada, and Japan, and prices decrease step by step, reaching their minimums in Africa, the Middle East, Asia, South America, etc.

    In periods of global abundance and low cost of grains and other basic food this margin gap is not so significant, each of the local markets has its own price line, and the world's major food producers flexibly adjust wholesale prices to the standard of living and consumption in one or another country. The situation is completely different during global crises and price-gouging: firstly, the factor of imported inflation - not only do all foreign food products become more expensive, but also imported agricultural raw materials and components used in domestic production, automatically increasing the cost of production. Secondly, an equally negative pattern emerges: producers of comparatively cheaper food in developing countries tend to export it to richer countries with a higher level of exchange prices, and as a consequence, the domestic food market, where a new round of price growth starts because of the reduced supply, suffers.

    Trying to prevent a massive outflow of food from the domestic market, a year ago Russia raised export duties twice and imposed restrictions on global exports of grain, meslin, and flour, except for EAEU member countries. After the military escalation in Ukraine, a ban on exports of sunflower and rapeseed from Russia was imposed already this spring. Finally, the Russian government even banned the export of grain to the EAEU countries (with the exception of Belarus) from March 15 to June 30. It is also prohibited to export sugar from the Russian Federation from March 15 to August 31, and it is possible to export sugar to the EAEU states, but only with special permits, which are issued by the Ministry of Agriculture of the country.

    Belarus followed a similar route, where the export of buckwheat, flour, sugar, and salt from the country was restricted. Kazakhstan, the largest regional bread basket, has also imposed restrictions on grain and flour exports since April to protect the domestic market. The export quota for wheat was one million tons, flour - no more than 300,000 tons. "These restrictions are due to the fact that Kazakh exporters do not want to sell grain to local milling companies, they are waiting for the export price to increase," the Minister of Agriculture of Kazakhstan Yerbol Karashukeyev, said in April, commenting on the forced harsh measures to protect the domestic market.

    In the current situation, Azerbaijan had to conduct a similar protectionist policy: the country facilitated the import of strategically important food wheat, from last year the abolition of VAT and preserved zero duty for importers of grain, subsidies were allocated to flour mills and other steps were taken to ensure the security of the local market. Among other things, the republic created the Agency of State Reserves, that is, the structure of food reserves is being formed. Part of the food imported and produced in the country should be reserved in the warehouses of the Agency both in case of force majeure and in order to regulate prices in the domestic market. In order to maintain stability in the domestic food market, the Cabinet of Ministers in March adopted a resolution "On measures to regulate exports from the country of some basic foodstuffs included in the minimum consumer basket and raw materials used in their production." The document restricted the export of basic food products and raw materials, including flour and cereals, malt, starches, inulin, wheat gluten, oil seeds and fruits, some medicinal plants, fodder grasses, and fodder grain.

    It is obvious that in the context of the global food crisis and imported inflation, customs preferences, quotas, and export restrictions cannot be a panacea for all the problems. Nevertheless, the above-mentioned measures made it possible to freeze the rise in prices for bakery products for a certain period after the next price growth for food wheat in January 2022, when local flour mills and bakeries were forced to raise selling prices for their products. In Azerbaijan, prices for bread are not regulated by the state, but at the beginning of the year, a consensus was reached between private bakeries and retail chains, according to which the price of traditional manufactured bread - a half-kilogram loaf on average was fixed at 0.65 AZN (0.5 AZN in 2021). All other types of bread (tandir, sliced loaf, different types of brown bread, yeast-free varieties), depending on the variety and weight, were sold at the average level of 0.7-0.85 manat. In those rare cases, when prices for bread rose insignificantly, the phenomenon typical for the local production was observed - the loaf weight was reduced. Nevertheless, the above-mentioned price parity as a whole was maintained during January-August of the current year, despite the considerable expenses of the local wheat importers and a considerable decrease in the profitability of the flour-milling and baking enterprises. After all, in addition to the rise in the price of imported baking wheat, transport and logistics costs for suppliers have increased markedly over the past year, tariffs for electricity, water, and fuel have risen, and all of this has been included in the cost of production. In fact, bread production in Azerbaijan was becoming more and more a low-margin business.

    In general, in a market economy, the use of administrative mechanisms to reduce or retain prices is futile and its effectiveness is limited to a small time frame. Therefore, measures taken in post-Soviet countries to protect the domestic grain market only temporarily postponed the rise in prices for bread and flour products. According to the forecasts of the UN Food and Agriculture Organization (FAO), the probability of further growth in prices for flour and bread is still high both in the second half of this year and in 2023. Moreover, since the end of July 2022 in Russia, Belarus, Kazakhstan, Ukraine, Georgia, and Armenia there is a trend of rising prices for flour products.

    This is due to a number of factors: in particular, protectionist policies in Russia, India (rice supplies), and a number of major grain-producing countries began to soften by mid-summer, and Kazakhstan increased exports to 6.4 million tons, and in June-July supplies expanded to the EU, Türkiye, the Middle East. As a result of the conclusion of agreements on "grain corridors" in the Black Sea at the end of July, 16 ships with half a million tons of corn, wheat, sunflower oil, and soybeans were sent from Ukrainian ports. However, the easing of export restrictions sharply increased supplies of wheat, fodder, and oilseeds from the post-Soviet region to the markets of drought-stricken EU countries, as well as Syria, Iraq, Egypt, and other countries of the Middle East and Africa, which faced a shortage of water for irrigation. As a result, the rule of communicating vessels worked: growth of exports to the high-capacity markets of the far abroad resulted in some reduction of food supply in the CIS countries, which led to another rise in prices.

    In any case, the completion of the winter harvest in June did not lead to the expected decline in wheat prices in the CIS countries. According to a number of Azerbaijani media outlets, a slight rise in flour prices in our country is also possible in the coming days, so, according to preliminary data, a standard loaf of factory-made white bread will rise in price by 0.05 manat (about 70 qepiks). At the same time, due to the rise in prices of forage grain and fodder in Azerbaijan, there is a trend of rising meat prices by about 10%.

     

    The rise in food prices always negatively affects the social well-being of society. But until recently the government efforts in Azerbaijan were able to minimize the negative external impact that pressured the bread market of the republic: so, despite the noticeable increase in the price of imported wheat, a standard 50-kilogram package of wheat flour at the local market was sold at a price not higher than 35.9 manats. For comparison: the largest regional grain producers - Kazakhstan and Russia - sell a similar bag of flour at a price of 37.8 and 37.4 manats respectively. To say nothing of the fact that the average price of a 500-gram loaf of bread in Russia is 1.39 AZN. Flour is also quite expensive in Turkey - a 50-kg pack is worth about 62 manats, while in neighboring Armenia and Georgia the figure is also quite high - 45.2 and 48.3 manats, respectively.

    It remains to hope that the expected growth of bread prices in Azerbaijan will be small, especially in comparison with those established in neighboring countries and even more so far abroad. Since the beginning of the year, the prices for bread in EU countries increased by 10% on average, and in Central and Eastern European countries - Bulgaria, Lithuania, and Hungary even a 20% rise in bread prices was fixed: here the cost of a half-kilo loaf of white bread often exceeds 1,5 manat.

    Well, the final solution to the bread issue in Azerbaijan is planned through the expansion of domestic production: the use of advanced agricultural technologies, the introduction of economical irrigation systems, increasing yields to 50 centners and more per hectare, provided that arable land is actively developed in the Karabakh region. All these measures in 3-4 years should lead to an increase of self-sufficiency in food wheat to the level of 80%, and as a consequence, a steady reduction of Azerbaijan's dependence on expensive imports.

    Caliber.Az

    Subscribe to our Telegram channel


Read also

China’s increasing footprint in Central Asia Stepping up military

19 July 2024 - 15:06

How Azerbaijan asserts Its global influence? President Aliyev in London

19 July 2024 - 16:14

Armenian-French alliance vs London’s goodwill Peace talks tanked?

19 July 2024 - 13:06

Azerbaijan-Slovenia ties get gas boost: New pipeline, green energy on horizon Caliber.Az review

19 July 2024 - 14:43

Pashinyan harms peace process by refusing to meet Azerbaijani president at UK summit What's next?

19 July 2024 - 12:26

Armenian PM's hesitation to meet Azerbaijani leader in UK casts doubt on his peace deal commitment Has the peace process reached the deadline?

18 July 2024 - 17:53
ADVERTS
Video
Latest news

    British defence chief says UK won't aid Ukraine in attacking Russian targets

    19 July 2024 - 16:50

    Israel skips Gaza peace talks, frustrating officials who believe deal is near

    19 July 2024 - 16:38

    IDF confirms Iranian-made drone strike on Tel Aviv

    Investigation underway

    19 July 2024 - 16:36

    Envoy: Iran to double gas exports to Armenia

    19 July 2024 - 16:26

    How Azerbaijan asserts Its global influence?

    President Aliyev in London

    19 July 2024 - 16:14

    Türkiye's strategic pivot towards the West

    Economic incentives and geopolitical maneuvers

    19 July 2024 - 16:02

    Trump urges Democrats to drop charges after recounting assassination attempt

    19 July 2024 - 15:50

    Türkiye set to host upcoming "3+3" foreign ministers meeting

    19 July 2024 - 15:38

    Trump's pick of JD Vance as running mate should alarm Europe

    Opinion by The Telegraph

    19 July 2024 - 15:27

    Envoy: UAE may join Gaza stabilisation mission

    19 July 2024 - 15:15

    China’s increasing footprint in Central Asia

    Stepping up military

    19 July 2024 - 15:06

    COP29: The crucial test for global climate action

    Bulgarian media examine upcoming summit's impact

    19 July 2024 - 15:03

    Turkish MP: Zangezur corridor vital for regional countries and China

    19 July 2024 - 14:51

    Azerbaijan-Slovenia ties get gas boost: New pipeline, green energy on horizon

    Caliber.Az review

    19 July 2024 - 14:43

    Olympics set to be Macron’s final humiliation

    Article by The Daily Telegraph

    19 July 2024 - 14:38

    UK’s embassy shares photo of King Charles III, Azerbaijani leader

    19 July 2024 - 14:26

    Palestinian leader to meet with Russian counterpart soon

    19 July 2024 - 14:14

    Iranian police officer killed in terrorist attack in Saravan

    19 July 2024 - 14:02

    US leader’s advisers discuss potential exit strategy amid growing concerns

    19 July 2024 - 13:50

    Two oil tankers blaze near Singapore, rescue efforts underway

    19 July 2024 - 13:38

    Germany implements border controls with France ahead of Paris Olympics

    19 July 2024 - 13:26

    Human rights lawyers demand suspension of Israel from FIFA for violations

    19 July 2024 - 13:14

    Armenian-French alliance vs London’s goodwill

    Peace talks tanked?

    19 July 2024 - 13:06

    US military destroys Houthi missiles and drones in Yemen

    19 July 2024 - 13:02

    Major Microsoft IT outage disrupts airports, airlines, and businesses worldwide

    19 July 2024 - 12:54

    Serbian president reaffirms commitment to EU membership and European partnership

    19 July 2024 - 12:50

    Zelenskyy urges global pressure on Russia for diplomatic resolution to Ukraine conflict

    19 July 2024 - 12:38

    Pashinyan harms peace process by refusing to meet Azerbaijani president at UK summit

    What's next?

    19 July 2024 - 12:26

    Hungarian PM calls for renewed diplomacy with Russia to address Ukraine conflict

    19 July 2024 - 12:14

    Two dead in An-2 aircraft crash in Armenia

    19 July 2024 - 12:02

    Israel weighs transfer of Rafah crossing control to EU, Palestinians

    19 July 2024 - 11:50

    German, Spanish, French air forces conduct joint drills with Japan

    19 July 2024 - 11:38

    Georgian opposition set to reject legitimacy of upcoming parliamentary polls

    19 July 2024 - 11:26

    Zelenskyy questions Trump’s insight on Ukraine crisis, anticipates "hard" collaboration

    19 July 2024 - 11:14

    Western Azerbaijani Community slams revanchist sentiments in Armenian army

    19 July 2024 - 11:02

    Moscow says Russia plans to open general consulate in Armenia

    19 July 2024 - 10:51

    Houthi spokesman vows more attacks after Tel Aviv drone strike

    PHOTO

    19 July 2024 - 10:45

    White House: Türkiye-Syria relations under US scrutiny

    19 July 2024 - 10:40

    COP29 president-designate sends official letters to conference countries

    19 July 2024 - 10:18

    American columnist labels Armenian PM as tool of US in fighting Russia

    19 July 2024 - 10:07

All news

Хлебный вопрос в Азербайджане
    Caliber.Az об ожидаемом росте цен на продукт №1

    АНАЛИТИКА  17 Августа 2022 - 20:16

    Хазар Ахундов
    Caliber.Az

    Фактор импортируемой инфляции продолжает довлеть над продовольственным рынком большинства стран постсоветского пространства. Несмотря на рост производства и экспорта российской и казахстанской пшеницы и сравнительную нормализацию логистики поставок украинского зерна, цены на муку, макаронные и хлебобулочные изделия не претерпели снижения. Напротив, в августе наметился новый виток роста цен на мучную продукцию, и эти глобальные негативные процессы не обошли стороной и Азербайджан, где в силу роста издержек у мукомольных и хлебопекарных предприятий также ожидается небольшое повышение розничных цен на хлеб.   

    Несмотря на формирование безопасных морских коридоров для экспорта пшеницы и другой аграрной продукции из Украины, а также хорошего урожая зерновых в России и Казахстане, в августе вновь продолжилось повышение цен на пшеничную муку, сахар, растительные масла, мясо и ряд других аграрных продуктов в ряде постсоветских государств. Примечательно, что жизненно важные продукты питания дорожают не только в Армении, Грузии, Молдове, Кыргызстане и других странах, традиционно зависящих от импорта продовольственного сырья, но аналогичные тренды наметились и в России, Казахстане, Беларуси, обладающих высоким уровнем продовольственного самообеспечения.

    Этот странный, на первый взгляд, феномен объясняется довольно просто. Еще в преддверии продовольственного кризиса с конца 2021 года Россия, Казахстан, Индия и ряд других стран мира стали одна за другой вводить экспортные квоты и дополнительные таможенные сборы и пошлины на вывоз зерновых, фуража, кормовых добавок, масличных культур, различных удобрений. Делалось это с целью регулирования внутреннего рынка, сохранения стабильности внутренних оптовых и розничных цен на продовольствие. Причем после 24 февраля, с началом российской «спецоперации» в Украине, перечисленные тренды лишь расширились, и практически все постсоветские страны ввели ограничения на вывоз основных видов аграрного сырья и продовольствия.

    Дело в том, что глобальный продовольственный и, в частности, зерновой рынки изначально не целостны, а поделены на локальные региональные кластеры, в определенной мере отличающиеся уровнем цен. Самый высокий уровень биржевых цен, как правило, наблюдается в странах Северной Европы, США, Канады, Японии, и ценовые параметры ступенчато снижаются, достигая минимумов в Африке, на Ближнем Востоке, в Азии, Южной Америке и т.д.

    В периоды глобального изобилия и невысокой стоимости зерновых и иного базового продовольствия этот маржинальный разрыв не столь значителен, на каждом из локальных рынков формируется собственная ценовая линейка, и крупные мировые производители продовольствия гибко подстраивают оптовые цены с учетом уровня жизни и потребления в той или иной стране. Совершенно другая ситуация складывается в периоды глобальных кризисов и раскрутки потребительских цен: во-первых, сразу же включается фактор импортируемой инфляции – дорожают не только все зарубежные продукты питания, но также импортное аграрное сырье и комплектующие, используемые во внутреннем производстве, автоматически увеличивая себестоимость продукции. Во-вторых, проявляется не менее негативная закономерность: производители сравнительно более дешевого продовольствия на рынках развивающихся стран стремятся экспортировать его в более богатые государства, с большим уровнем биржевых цен, и как следствие оголяется внутренний продуктовый рынок, где из-за снижения предложения стартует новый виток роста цен.                                 

    Пытаясь предотвратить массовый отток продовольствия с внутреннего рынка, еще год назад Россия дважды повышала экспортные пошлины и вводила ограничения на глобальный экспорт зерновых, меслина и муки, за исключением стран - членов ЕАЭС. А после военной эскалации в Украине уже нынешней весной был введен запрет на экспорт из РФ семян подсолнечника и рапса. Наконец, российское правительство ввело запрет даже на экспорт зерна в страны ЕАЭС (за исключением Беларуси) с 15 марта по 30 июня. Также с 15 марта до 31 августа из РФ запрещено вывозить сахар, причем в государства ЕАЭС вывоз возможен, но только по специальным разрешениям, которые выдает Минсельхоз страны.

    По схожему пути пошла и Беларусь, где ограничили вывоз из страны гречки, муки, сахара и соли. С апреля крупнейший региональный производитель пшеницы - Казахстан также ввел ограничения на экспорт зерна и муки для защиты внутреннего рынка. Квота на экспорт по пшенице составила один миллион тонн, муки — не более 300 тысяч тонн. «Эти ограничения связаны с тем, что казахстанские экспортеры не хотят продавать зерно местным мукомольным предприятиям, они ждут, когда повысится экспортная цена», - отметил в апреле министр сельского хозяйства Казахстана Ербол Карашукеев, комментируя вынужденные жесткие меры по защите внутреннего рынка.

    В складывающейся ситуации схожую протекционистскую политику был вынужден проводить и Азербайджан: в стране максимально облегчен импорт стратегически важной продовольственной пшеницы, с прошлого года продлена отмена НДС и сохранена нулевая пошлина для импортеров зерна, были выделены субсидии мукомольным предприятиям, предпринимались другие шаги для обеспечения безопасности местного рынка. В том числе в республике создано Агентство государственных резервов, то есть формируется структура продовольственных запасов. Часть импортируемого и произведенного в стране продовольствия должна резервироваться на складах Агентства как на случай форс-мажора, так и в целях регулирования цен на внутреннем рынке. Для сохранения стабильности внутреннего продовольственного рынка в марте принято постановление Кабинета министров «О мерах по регулированию вывоза с территории страны ряда основных продовольственных товаров, входящих в состав минимальной потребительской корзины, и сырья, используемого при их производстве». Документ ограничил вывоз из страны базовых продуктов питания и сырья, в том числе мукомольно-крупяной продукции, солода, крахмалов, инулина, пшеничной клейковины, масличных семян и плодов, некоторых лекарственных растений, кормовых трав, фуражного зерна.

    Очевидно, что в условиях глобального продовольственного кризиса и импортируемой инфляции таможенные преференции, квоты и ограничения на экспорт не могут стать панацеей от всех проблем. Тем не менее перечисленные меры позволили на определенный период заморозить рост цен на хлебобулочные изделия после очередного подорожания продовольственной пшеницы в январе 2022 года, когда местные мукомольные комбинаты и хлебозаводы были вынуждены повысить отпускные цены на свою продукцию. В Азербайджане цены на хлеб не регулируются государством, однако в начале года между частными хлебопекарнями и торговыми сетями был достигнут консенсус, согласно которому цена традиционного «заводского» хлеба - полукилограммовой буханки в среднем была зафиксирована на уровне 0,65 манатов (в 2021 году 0,5 маната). Все остальные виды хлеба (тендир, нарезной батон, различные виды черного и серого, бездрожжевые сорта) в зависимости от сорта и веса реализовывались в среднем по 0,7-0,85 маната. В тех редких случаях, когда цены на хлеб возросли незначительно, наблюдался характерный для местного производства феномен – сокращался вес буханки. Тем не менее приведенный выше ценовой паритет в целом выдерживался в течение января-августа текущего года, несмотря на немалые издержки у местных импортеров пшеницы и ощутимое снижение рентабельности мукомольных и хлебопекарных предприятий. Ведь помимо подорожания импортной хлебопекарной пшеницы, в течение последнего года заметно возросли транспортно-логистические расходы у поставщиков, поднялись тарифы на электроэнергию, воду, топливо, и все это садилось в себестоимость производства. По сути, производство хлеба в Азербайджане становилось все более и более низкомаржинальным бизнесом.         

    В целом в условиях рыночной экономики применение административных механизмов для снижения или удержания цен - занятие бесполезное и его эффективность ограничена небольшими временными рамками. Поэтому принятые в постсоветских странах меры по защите внутреннего зернового рынка лишь на время отсрочили рост цен на хлеб и мучные изделия. Согласно прогнозам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO) вероятность дальнейшего роста цен на муку и хлеб по-прежнему высока как во второй половине текущего года, так и в 2023 году. Более того, уже с конца июля 2022 года в России, Беларуси, Казахстане, Украине, Грузии, Армении наметилась тенденция подорожания мучных изделий.

    Связано это с рядом факторов: в частности, ближе к середине лета протекционистская политика в России, Индии (поставки риса) и ряде крупных стран-производителей зерна стала смягчатся, а Казахстан увеличил экспорт до 6,4 млн тонн, причем в июне-июле поставки расширились в направлении стран ЕС, Турции, Ближнего Востока. А после заключения договоренностей по «зерновым коридорам» в Черном море с конца июля из украинских портов в целом было отправлено 16 судов с полумиллионом тонн кукурузы, пшеницы, подсолнечного масла, сои. Однако смягчение экспортных ограничений резко увеличило поставки пшеницы, фуража, масличных культур из постсоветского региона на рынки пострадавших от засухи стран ЕС, а также в Сирию, Ирак, Египет и другие страны Ближнего Востока и Африки, столкнувшиеся с нехваткой воды для орошения. В результате сработало правило сообщающихся сосудов: рост экспорта на емкие рынки дальнего зарубежья обернулся некоторым сокращением предложения продовольствия в странах СНГ, что и привело к очередному повышению цен.

    Во всяком случае, завершение сбора урожая озимых в июне не привело к ожидаемому снижению цен на пшеницу в странах СНГ. Судя по информации ряда азербайджанских СМИ, на фоне подорожания импортных поставок в ближайшие дни в нашей стране также возможен незначительный рост цен на муку, так что, по предварительным данным, стандартная буханка заводского белого хлеба подорожает на 0,05 маната (примерно до 70 гяпиков). В то же время из-за подорожания фуражного зерна и кормов в Азербайджане наметился тренд на повышение цен на мясо приблизительно на 10%.

    Рост цен на продовольствие всегда отрицательно влияет на социальное благополучие общества. Однако до последнего времени в Азербайджане усилиями правительства удавалось минимизировать внешний негатив, оказывавший давление на хлебный рынок республики: так, несмотря на заметное подорожание импортной пшеницы, стандартная 50-килограммовая упаковка пшеничной муки на местном рынке реализовывалась по цене не выше 35,9 маната. Для сравнения: у крупнейших региональных производителей зерна – Казахстана и России аналогичный мешок муки реализуется уже по цене в 37,8 и 37,4 маната соответственно. Не говоря уже о том, что средняя цена 500-граммовой буханки хлеба в РФ обходится в 1,39 маната. Весьма недешева мука и в Турции – 50-килограммовая упаковка стоит порядка 62 манатов, в соседних Армении и Грузии этот показатель также достаточно высок – 45,2 и 48,3 маната соответственно.

    Остается надеется, что ожидаемый в Азербайджане рост цен на хлеб будет небольшим, особенно в сравнении с установившимися в соседних странах и тем более в дальнем зарубежье. С начала года цены на хлеб выросли в странах Евросоюза в среднем на 10%, а в странах Центральной и Восточной Европы - Болгарии, Литве, Венгрии и вовсе зафиксировано 20%-ное подорожание хлебобулочных изделий: здесь стоимость полукилограммовой буханки белого зачастую превышает 1,5 маната.

    Ну а окончательное решение хлебного вопроса в Азербайджане планируют за счет расширения внутреннего производства: применения передовых агротехнологий, внедрения экономных систем полива, повышения урожайности до 50 центнеров и выше с гектара при условии активного освоения пахотных земель в Карабахском регионе. Все эти меры через 3-4 года должны привести к повышению самообеспечения продовольственной пшеницей на уровне 80%, и как следствие - устойчивого снижения зависимости Азербайджана от дорогого импорта.

    Caliber.Az

    Просмотров: 2863

    Подписывайтесь на наш Telegram-канал


Читайте также

Алко-пропаганда «Истерики древнего мира»

14 Июня 2024 - 12:03

Ереван vs Минск Армения переоценила свою значимость

14 Июня 2024 - 14:26

Азербайджан в шаге от цифровой трансформации ВЭФ оценил усилия Баку в IT-сфере

14 Июня 2024 - 10:03

«Раскаяние» и обстрел Пашинян в тупике

13 Июня 2024 - 19:01

Кто возглавит Европу? Вашингтон сделал свой выбор

14 Июня 2024 - 16:46

Армянский парламент — не место для дискуссий Да и драка так себе получилась

13 Июня 2024 - 16:10
РЕКЛАМА
Видео
Последние новости

    Трамп допустил существование НЛО

    14 Июня 2024 - 23:17

    В Германии стартовал чемпионат Европы по футболу

    14 Июня 2024 - 23:14

    Группа семи предостерегла Россию от применения ядерного оружия

    14 Июня 2024 - 23:03

    Ильхам Алиев поделился публикацией по случаю Дня национального спасения

    14 Июня 2024 - 22:55

    Армения удвоила поставки фруктов в Россию

    14 Июня 2024 - 22:49

    «МЮ» предложил «Эвертону» за Брантуэйта 41 млн евро

    14 Июня 2024 - 22:35

    В Азербайджане разыскивается подозреваемый в убийстве 32-летнего мужчины

    14 Июня 2024 - 22:23

    Лидеры G7 призвали Иран не передавать баллистические ракеты РФ

    14 Июня 2024 - 22:23

    Первое золото Азербайджана на BRICS Sports Games Kazan 2024

    14 Июня 2024 - 22:18

    Французская Ardian и саудовский PIF купят 38 процентов аэропорта Хитроу

    14 Июня 2024 - 22:08

    В судейство в фигурном катании могут внедрить ИИ

    14 Июня 2024 - 21:54

    В Баку убит 18-летний юноша

    14 Июня 2024 - 21:40

    Министр: У Италии нет 40 млрд долларов для Украины

    14 Июня 2024 - 21:40

    В России произошло землетрясение

    14 Июня 2024 - 21:32

    В Германии изъяли рекордную партию кокаина

    14 Июня 2024 - 21:26

    G7: РФ должна компенсировать Украине 486 млрд долларов ущерба

    14 Июня 2024 - 21:19

    США в координации с Турцией ввели санкции против связанных с ИГ физлиц

    14 Июня 2024 - 21:12

    Лидеры G7: Конфликт в Газе должен завершиться признанием Палестины

    14 Июня 2024 - 21:09

    Швейцария назвала количество участников мирной конференции по Украине

    14 Июня 2024 - 21:01

    В Азербайджане определились победители отборочного этапа ЧМ по робототехнике

    14 Июня 2024 - 21:00

    Турецкий специалист стал главным тренером «Боруссии»

    14 Июня 2024 - 20:48

    МОК учредил Олимпийские киберспортивные игры

    14 Июня 2024 - 20:35

    Рейс Ереван-Кишинев не пустили в Молдову

    14 Июня 2024 - 20:31

    Эрдоган: Мы ожидаем от G7 более справедливого, всеобъемлющего и реалистичного подхода

    ФОТО

    14 Июня 2024 - 20:29

    Не ультиматум, а мирная инициатива

    Песков о предложении Путина по Украине

    14 Июня 2024 - 20:23

    Румынские судьи во второй раз отклонили обвинения против Иона Илиеску

    14 Июня 2024 - 20:13

    Глава Эквадора поздравил президента Ильхама Алиева

    14 Июня 2024 - 20:09

    ВС Армении вновь обстреливают Нахчыван

    14 Июня 2024 - 20:03

    Непростые отношения Мелони и Макрона ухудшились на саммите G7

    14 Июня 2024 - 19:57

    Закир Гасанов поздравил азербайджанскую армию с Гурбан-байрамы

    14 Июня 2024 - 19:54

    Проливные дожди в Кюрдамирском районе парализовали движение транспорта

    ФОТО

    14 Июня 2024 - 19:53

    Бакинский тротуар не урезали, а расширили

    ФОТО

    14 Июня 2024 - 19:53

    Автобусам дали «зелёный свет» в центре Баку

    ФОТО

    14 Июня 2024 - 19:50

    Болгария предоставит Украине дополнительное вооружение

    14 Июня 2024 - 19:43

    В Сумгайыте начинается суд над подозреваемым в убийстве трех человек

    14 Июня 2024 - 19:38

    Участвовавший в тушении пожара в Турции самолет затонул в озере

    14 Июня 2024 - 19:32

    Спустя 33 года в Забухе прошел «Последний звонок»

    ФОТО

    14 Июня 2024 - 19:32

    В Румынии появится самая крупная база НАТО в Европе

    14 Июня 2024 - 19:30

    Микаил Джаббаров встретился с победителями третьего конкурса Yüksəliş

    14 Июня 2024 - 19:25

    Определены госгарантии учащихся интернатов Азербайджана

    14 Июня 2024 - 19:20

Все новости