Мечты с мечом в руках Размышления Эмина Галалы
Как насчет очередного экскурса в будущее, читатель? На этот раз необычного. Не на основе прогнозов и анализов, а просто представляя, каким оно может быть для региона лет через 70 или 80, это мирное будущее.
«Алло, Армен, как жизнь? Все в порядке, Азер. Как ты, дорогой? Все хорошо. Ждем вас с Сюзанной! Айтен уже несколько раз спрашивала, когда вы будете. Вы самолетом или поездом? На машине. Удобно – границ нет, таможни тоже, сел и погнал по трассе. Супер! Дети спрашивают, когда же наконец приедут Рузя и Артурчик. Не говори, и наши все уши прожужжали: когда в Баку, когда в Баку? Дни считают. Мы тоже считаем! Программа готова – начнем с излюбленных ресторанов в Крепости, потом на виноградники в Шамахы и Габалу, а в конце недели на дачу. А, очень хорошо. Я тут пару коллекционных бутылок «Арарата» везу. Значит, на свадьбу тоже с дачи поедем? Да, оттуда удобнее. За «Арарат» заранее спасибо! Ты же знаешь, в Баку его ценят, а найти трудно.
Ерунда, это мелочи! Одну бутылку раздавим вместе. Я и сигары привезу! А я тебя кальяном угощу. А какие красивые пригласительные на плавающих экранах получились! Особенно, где написано «пусть эти юные влюбленные сердца станут еще одним звеном в цепи крепких дружеских уз, связывающих наши народы. Пусть Самир и Айкануш станут еще одним символом любви и согласия в нашем общем доме – на Южном Кавказе. Да, пригласительные классные, и то, как они выскакивают из телепортов, показывая красоты Баку и Еревана, и кадры жениха с невестой в окружении друзей и подруг тоже класс. Некоторые друзья и подруги, кажется, неравнодушны друг к другу. Есть вероятность, что эта свадьба не последняя на горизонте! Кстати, сын Ованнеса, который в Гяндже живет, уже нашел себе невесту-азербайджанку. Как здорово!
Хорошо, что свадьбу решили делать в Шуше. Особый город. Хоть некоторые возражали, что добираться будет сложно. По новой ветке скоростного поезда и из Баку, и из Еревана можно за 30-40 минут домчать.
Не хочу о делах сейчас, но надо постараться выкроить несколько часов и поговорить с Кязымом и Этибаром по поводу предложения Гагика и Рубена. Выглядит очень интересно, и принимая во внимание динамику рынка, можно очень выгодно вложиться. Да, наши партнеры из Франции тоже готовы участвовать. Наши друзья в Турции тоже проявляют интерес. Они приедут на свадьбу? Обязательно. А французы? Планируют, но пока не точно. Зато дядя Карен из Калифорнии прилетит со всей семьей. Они тоже решили раньше приехать, но будут не в Баку, а в Набрани. Ты же знаешь, американские армяне любят на ваши курорты ездить. Наши тоже уже всю Армению облазали, мне рассказывали, на каждом шагу азербайджанская речь!».
Идиллия? Утопия? Невозможно? Не соглашусь! Возможно!
И именно это меня и пугает. Этого я и боюсь. Боюсь не примирения. Конфликты должны заканчиваться, и чем раньше, тем лучше. Боюсь сладкого забвения, которое может сыграть с нами злую шутку, похожую на ту, что сыграло время «братства народов», насаждаемой Кремлем в «дружной советской семье народов». А она оказалась недружной. Развал СССР выпустил притаившихся до урочного часа джиннов ненависти. И главным был именно армянский. Этот джинн был всем джиннам джинн. Выпестованный и откормленный диаспорой, призвавший под знамена стаи иблисов советской партократии и чиновничества, он застал нас врасплох. Потому что мы были искренни в своем решении забыть прежние обиды и перешагнуть через кровь и страдания прошлого. Мы все думали, что и армяне сделали то же самое. Ну, почти все – находились в те времена люди, как правило, старики лет за 70, которые с тревогой предупреждали – армяне нас ненавидят. Но то были единицы. Их никто не воспринимал всерьез, а порой им даже доставалось за «пропаганду ненависти». И когда пятнистый клоун, который подписал и привел в исполнение приговор Советской империи (я о Горбачеве), убрал из руководства страны Гейдара Алиева, джинн был выпущен из бутылки. Армяне были уверены – теперь их некому остановить. Могли ли они допустить, что гроссмейстер вернется, чтобы сыграть с Арменией замысловатый блиц, который продолжит и доведет до шаха и мата армянским королям и королевам и иже с ними Алиев Ильхам? Нет, не могли. Для этого нужно было бы обладать даром политического предвидения. Тем, который был у человека, вставшего у руля нашей страны в момент страшнейшего кризиса. Тем, который есть у его сына – нашего нынешнего главы государства.
Армянские мечты о господстве и ползучей, а иногда и галопирующей аннексии земель Азербайджана рассыпались в прах. Осколки звенят в завываниях армянских «деятелей», которые «никогда не смирятся», «будут здесь жить или умирать, но не сдадутся», «арцах форевер!» и прочее.
Но не обманывайтесь: джинн жив. Дух его бежит по венам большинства жителей Армении, мечтающих о возможности нанести новый вероломный – именно вероломный, потому что мы им верили – удар нам в спину.
Первые абзацы вызовут желание плеваться у тех, кому еще нет 40, но кто постарше, вспомнят, что именно так и было. За исключением пары деталей из будущего. Армяне, жившие в Азербайджане, были для нас частью нашего народа. Да, были среди них и достойные люди, которые были принесены в жертву соплеменниками-националистами из Еревана и диаспоры. Но ой сколько было выкормышей-перевертышей, лелеющих гидру, которая начала терзать Азербайджан в конце 80-ых.
Я не призываю к вечной войне. Я хочу прочного мира. Но прочность его может строиться только на одном – постоянном понимании армянами и их «сестрами»-медсестрами, что при малейшей попытке крутануть то, что успешно исполнили осатаневшие твари под лозунгами «миацума», Азербайджан уже не будет раскачиваться 30 лет. Возмездие последует незамедлительно, и оно будет страшным. Диспропорциональным. И пусть потом ахают защитники прав человека, мы больше не собираемся приносить свой народ в жертву химерам всепрощения. Мы простили армянам трагедии начала прошлого века. Армяне нас тоже «простили» - сказав «прощай» и выбросив сотни тысяч азербайджанцев из их домов, заодно убив и искалечив десятки тысяч.
Я верю в гуманизм. В важность умения находить в людях добро. В то, что спасенье в прощении и смирении. Но мы уже обожглись, причем обожглись так, что весь наш народ почернел от горя и несправедливости. Да, мы научимся жить по соседству – когда-нибудь. Когда армяне поймут прописные истины, и мы поймем, что они их поняли. Но мы будем начеку...