Восточный локомотив демократии Майский экзамен Турции
Всеобщие выборы в Турции 14 мая привлекли внимание всего мира. Особенно пристально следили за ними в сопредельном регионе Южного Кавказа, в первую очередь, конечно же, в братском Азербайджане. Так что минувшее воскресенье чем-то напоминало у нас остросюжетный фильм – каждые полчаса пользователи соцсетей жадно считывали с экранов изменения в количестве набранных голосов двух безоговорочных лидеров гонки за президентское кресло – действующего главы государства Реджепа Тайипа Эрдогана (Партия справедливости и развития) и Кемаля Кылычдароглу (Республиканская народная партия), стремившихся к заветным 50 процентам плюс один голос.
Глубокой ночью стало известно, что ни один из двух лидеров гонки не смог преодолеть пятидесятипроцентный барьер. Эрдоган набрал 49,5 %, а Кылычдароглу – 44,8 % от общего количества голосов, отсрочив таким образом исторический выбор страны еще на две недели. Второй тур, который определит победителя, состоится 28 мая.
Третий кандидат, Синан Оган (беспартийный, альянс АТА), набрал 5 процентов голосов, и теперь за них предстоит острая борьба двух вышедших во второй тур претендентов. Среди прочих способов противоборства двух лидеров предстоят призывы к своим пассивным сторонникам дойти наконец до избирательных урн, а также агитационные мероприятия каждого из кандидатов в населенных пунктах, проголосовавших преимущественно за соперника.
На выборах же в парламент - Büyük Millet Meclisi (Великое национальное собрание) с небольшим перевесом победил правящий альянс, добившийся 320 из 600 парламентских мест.
Первое, что приходит на ум при ознакомлении как с процессом, так и результатами первого тура выборов, – это их бесспорная прозрачность. Вопреки многолетнему злопыхательству западных СМИ и политического истеблишмента, безосновательно, огульно обвиняющих действующего президента в авторитарных и даже диктаторских методах правления, к главному показателю демократического процесса - выборам придраться было практически невозможно - они прошли в абсолютно демократической обстановке. И действительно, очень получается любопытный и вообще неправильный какой-то «диктатор» - не смог нарисовать себе лишний процент голосов. Согласитесь, для истинного автократа это огромный риск – отпустить выборы на второй тур, где шансы победить ненамного выше, чем в первом. Разве деспот и диктатор пойдет на такое? И вообще, разве что-то гарантировало, что представитель оппозиции не победит в первом туре? Как все это не предусмотрел Эрдоган, почему пустил все на самотек? Но это вопросы прежде всего к тем, кто неустанно поносил действующую турецкую власть. Пусть они и отвечают, а мы с удовольствием послушаем.
Про Запад мы уже упомянули, к нему вернемся чуть позже, сейчас же отметим второй момент, который вызывает несомненное уважение к туркам, – это очень высокая явка избирателей, 88,8% от общего числа людей, обладающих правом голоса, и их же крайне терпимое, независимо от симпатий к тому или иному кандидату, отношение друг к другу, благодаря чему обошлось без каких-либо инцидентов (кроме нескольких совсем уж мелких стычек). И это при столь высокой ставке, да еще пресловутом турецком темпераменте. То есть турецкое общество продемонстрировало основательный уровень как гражданской ответственности, так и избирательной культуры, что, в свою очередь, свидетельствует о высокой степени демократии в стране. Можно констатировать, что миф о «диктаторе Эрдогане» растаял под лучами палящего солнца турецкой демократии.
Но что все-таки говорят европейцы? За выборами наблюдали 400 представителей БДИПЧ, ПА ОБСЕ, ПАСЕ. «Выборы в Турции признаны хорошо организованными, демократическими и демонстрирующими плюрализм», - говорится в докладе наблюдательной группы ПАСЕ. «Но одновременно они показали необходимость улучшения основных свобод», - добавляют европейцы ложку дегтя, без которой, судя по всему, начальство посчитало бы их работу невыполненной. Еще бы – ведь альянс Эрдогана получил большинство в парламенте. Ну никак невозможно просто взять и проглотить эту горькую пилюлю.
Ну и, само собой, поспешили посетовать на результаты выборов некоторые представители армянской общины Турции. Правда, в отличие от посланников ЕС, без жалоб на нарушения.
«Альянсу президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, сформированному с националистами и экстремистами, удалось победить на парламентских выборах 14 мая, и он будет иметь парламентское большинство. Это означает, что Турция в ближайшее время станет более националистичной, а националистичной Турции сложнее будет регулировать отношения с Арменией», - заявил Каро Пайлан, этнический армянин и депутат Великого собрания Турции 27 созыва. Парламентарий последнего до выборов срока считает, что результаты выборов не оправдали ожиданий армянской общины Турции.
В реакции армянина поражают два нюанса. Во-первых, он называет правящий блок националистами и экстремистами. Если одно крыло правящего альянса - Партия националистического движения, действительно является, как видно из названия, националистического толка, то в экстремисты Пайлан, похоже, записал членов Партии справедливости и развития, бессовестно используя западные обывательские шаблоны восприятия любых сил исламского спектра. Как известно, ПСР – умеренно исламистская организация. Второй нюанс – полное нежелание смотреть правде в глаза: Анкара неоднократно заявляла, что отношения с Ереваном можно будет урегулировать, если Армения откажется наконец от территориальных претензий к Азербайджану. Кстати, подобный подход к нормализации отношений с Арменией демонстрировали даже турецкие правящие элиты прозападного толка. При правлении Тансу Чиллер, например, а не только консервативных сил. Стоит ли говорить, что подобное перекладывание с больной головы на здоровую никак не способствует реальному урегулированию трудных отношений.
Возможно, уже бывшему депутату Пайлану любопытно будет узнать, что и по списку Партии справедливости и развития (то есть тех, кого он называет экстремистами) в турецкий парламент избран этнический армянин - врач Севан Севаджоглу. Он не просто человек с армянскими корнями, но и активный участник армянской общины Стамбула. Тот факт, что среди армян Турции есть люди, не поддающиеся оголтелой армяно-европейской пропаганде и поддерживающие Эрдогана, с одной стороны, свидетельствует о глубокой демократичности его политики, а с другой, внушает надежду на возможность всеобъемлющего диалога между правительствами Турции и Армении по справедливому разбирательству чувствительных вопросов, в особенности событий 1915 года.
Можно не сомневаться, что нынешний выборный процесс в Турции еще более повысил имидж этой страны, что отнюдь немаловажно в условиях войны на востоке Европы и на фоне происходящего слома мировой системы безопасности.
Безусловно, Турция является для Азербайджана ключевым геополитическим партнером. Это стало реальностью благодаря как политике общенационального лидера и продолжателе его дела Ильхама Алиева, так и Реджепа Тайипа Эрдогана, который заметно ускорил этот процесс с турецкой стороны. Неудивительно, что симпатии большинства азербайджанцев остаются на стороне этого выдающегося политического деятеля. При этом азербайджанцы с уважением примут любой выбор братского турецкого народа во втором туре. Тем более, что пройдет он в знаменательную для тюркского мира дату - День образования АДР, первой в мире тюркской республики.