twitter
youtube
instagram
facebook
telegram
apple store
play market
night_theme
en
arm
search
ЧТО ВЫ ИЩЕТЕ ?


ПОПУЛЯРНЫЕ ПОИСКОВЫЕ ЗАПРОСЫ




Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Caliber.az
Caliber.az © 2024. Все права защищены..
АНАЛИТИКА
A+
A-

Кобулов как первый ученик «Неудобная правда» Самита Алиева

22 Июня 2024 16:01

Когда-то, давным-давно, в Тбилиси, в семье кустаря-портного Захария Оганесовича родились два мальчика, с разницей в 2 года, первый, Богдан, в 1904-м, а второй, Амаяк, в 1906-м. Богдан заканчивает гимназию, а Амаяк — 5 классов торговой школы и кооперативные курсы. Слышали поговорку о том, что скоро сказка сказывается? Это только пока эта сказка не страшная совершенно, она станет страшной сказкой чуть позже, когда оба мальчика вырастут, потому что фамилия у этих мальчиков — совершенно замечательная, да и человечки печально известные. Оба причем. Знакомьтесь, братья Кобуловы. Богдан и Амаяк.

Богдан, прослужив около года в Красной Армии, в 1922-м году поступает в грузинскую ЧК, где и делает карьеру, ну, думаю, всем и без объяснений понятно, как именно и за счет чего. А если непонятно — так я объясню: за счет крови простых грузин, причем проявляет такую прыткость и энтузиазм, что к середине 1938-го становится заместителем наркома внутренних дел Грузии в звании майора ГБ. В 1937—1938 гг. наряду с наркомом НКВД Грузии именно он ведет заседания и подписывает протоколы тройки. Так или иначе, только под его председательством тройка НКВД Грузии приговорила к расстрелу 1233 человека.

У него, у Кобулова, был не только родной брат, о котором я обязательно расскажу, но немного позже, но и замечательный соратник, а именно — Никита Аркадьевич Кримян. Ну, фамилия говорящая, думаю, что все сразу поняли, что Никита Аркадьевич явно не был датчанином. Так вот, с 1937 года Кримян трудился не покладая рук в полном смысле этого слова на посту заместителя начальника Следственной части НКВД Грузинской ССР, позже — до 1945-го года был заместителем начальника Управления НКВД по Львовской области. Его арестовали 25-го сентября 1953-го года, когда он занимал достаточно хлебный пост, а именно — начальника отдела кадров Министерства пищевой промышленности Армянской ССР. Следствие шло чуть больше двух лет, и награда таки нашла своего героя, в ноябре 1955-го года Никиту Аркадьевича расстреливают за всё хорошее и, уверен, что к удовольствию как грузинской, так и украинской общественности, тем не менее, показания свидетелей заслуживают внимания. Цитирую: как показал в ходе следствия свидетель Арзанов: «На фоне всех остальных следователей Кримян отличался не только жестокостью, но и непроходимой глупостью. У Кримяна был арестованный поэт Тициан Табидзе, которого он жестоко избивал, требуя признаться, что тот состоял в шпионской и какой-то еще вражеской организации. Тициан Табидзе категорически отказывался, но Кримян всё-таки сломил его сопротивление, и Табидзе потом целую неделю писал «собственноручные показания». Истерзанный пытками Тициан Юстинович «согласился» со своей принадлежностью к «организации», однако новых имен следствию не назвал, за единственным исключением. Табидзе назвал своим сообщником… национального героя Грузии Георгия Саакадзе. Но невежество и глупость Кримяна были таковы, что он внес это известное всем грузинам, да и не только грузинам, имя в протокол. Вероятно, как и многие подследственные, Табидзе надеялся, что такой анекдотичный ляп следователя спасет его на суде. Но участь Табидзе решала «тройка», которой руководил товарищ Кобулов, тройка протоколов допроса не читала, и 16 декабря 1937 года поэт был расстрелян… Ему было всего 42 года. А ведь замечательный был поэт, не слабее самого Мушфига, оцените, и, думаю, что многие со мной согласятся:

Так с поэтами происходит,
Что, видать, от рожденья хилы.
Если слава их и находит,
То лежит на плитах могилы

42 года, всего 42 года. Уверен, что грузинские товарищи по достоинству оценили вклад Кримяна в грузинскую литературу и ничего никому забывать не собираются. А стихи Табидзе обязательно почитайте, хорошие стихи, нам полезно, а покойному, думаю, будет приятно.

Свидетель Хемчумов в том же 1954 году, в ходе следствия, говорит следующее, цитирую: «У меня в памяти осталось два случая, когда Кримян до полусмерти избил двоих арестованных, один из которых был писатель Джавахишвили, а фамилию другого не помню. Этот второй на следующий день после избиения Кримяном умер. Избивал его Кримян каким-то крученым жгутом у себя в кабинете». В общем, штрихи к портрету. Вы знаете, что нужно делать с этой информацией: рассказывать окружающим и вообще всячески ею делиться. Чтобы окружающие знали, помнили и никогда не забывали о Кримянах и Кобуловых. Саваб ищ газанарсыныз, ин ша Аллах, знание — это вообще самый ценный груз, а полезными знаниями в духе «что, где, когда и кто именно» нужно, можно и должно делиться. Например, с грузинскими товарищами, которые, впрочем, уверен, все и всех и без наших напоминаний прекрасно помнят, включая армянский батальон имени Баграмяна, который отличился зверствами против мирного грузинского населения в Абхазской автономии. 

Но вернемся к Кобулову. Кобулова-старшего, Богдана Захаровича, за глаза называли Кобулич, он, разумеется, тоже отметился в репрессиях против грузин, будучи заместителем наркома внутренних дел Грузии. Будучи по комплекции очень жирным человечком, своих жертв Богдан Кобулов «избивал кулаками… прыгал на них и топтал коваными сапогами, наваливаясь на подследственного своим огромным весом». И это не моя выдумка, это показания свидетелей, точнее, показания жертв Кобулова, которым посчастливилось выжить. Животное весило чуть больше 130 килограмм, и вы все прекрасно поняли, кого именно я имею в виду, кстати, Берия за особенности фигуры Богдана Захаровича называл его «самоваром». В сентябре 1938-го года Богдана Кобулова переводят в Москву, где назначают главой секретно-политического отдела ГУГБ. Через три месяца, в декабре 1938-го, получил звание комиссара ГБ 3-го ранга и встает во главе следственной части НКВД, а в 1939-м возглавляет Главное экономическое управление НКВД. Как знак особого доверия Берии — Богдан Кобулов был включен в члены специально созданной по решению Политбюро от 5 марта 1940-го тройки НКВД для расправы над польскими офицерами и гражданскими лицами. Катынский расстрел – слышали о таком? Вот та самая история, и в Польше все прекрасно об этом помнят. В общем, человечек и там отметился, но это еще далеко не все….

Мне могут возразить, что разве мало было палачей, и разве Кобулов не выполнял прямые указания руководителей партии и правительства? Ну хорошо, допустим, я приму это в качестве аргумента. Только почему-то на память пришла пьеса Шварца, которую я очень люблю, «Дракон», есть неплохая захаровская экранизация конца 80-х, но речь именно о пьесе. Помните, когда Бургомистр в беседе с Ланцелотом говорит: «Я не виноват, меня так учили». А Ланцелот ему отвечает: «Всех учили, всех. Но зачем ты оказался первым учеником, скотина такая?»

А об остальном я расскажу вам в следующем выпуске. 

Caliber.Az
Просмотров: 2215

share-lineВам понравилась новость? Поделиться в социальных сетях
print
copy link
Ссылка скопирована
youtube
Подписывайтесь на наш Youtube канал
Подписывайтесь на наш Youtube канал
АНАЛИТИКА
Аналитические материалы авторов Caliber.Az
loading