Экспорт, экология и экономика: как Азербайджан развивает аквакультуру Обзор Хазара Ахундова
На фоне истощения глобальной ихтиофауны во всем мире наблюдается стремительное сокращение рыболовецких флотов, на этом фоне ведущие государства мира переходят от вылова рыбы к ее товарному воспроизводству в искусственных водоемах и рыборазводных предприятиях промышленного типа. Данный тренд, получивший название аквакультуры (от лат. aqua — вода и cultura — разведение, выращивание), постепенно развивался и в Азербайджане, особенно на фоне стремительного обмеления и катастрофического истощения ихтиофауны Каспийского бассейна. Ожидается, что весомый импульс развитию товарного воспроизводства морепродуктов в нашей стране придаст подписанный в четверг указ президента Ильхама Алиева «О дополнительных мерах по развитию рыболовства и аквакультуры в Азербайджане».
Согласно исследованиям азербайджанских ученых-экологов и специалистов профильных международных организаций, тенденция истощения ихтиофауны стремительно мелеющего Каспийского бассейна в последнее десятилетие заметно ускорилась. И это связано не только с глобальным потеплением и иными объективными климатическими проблемами. Негативное влияние оказывает антропогенная деятельность, в частности, зарегулированность русла всех впадающих в водоем рек, что ощутимо сократило места для нереста рыбы. На оскудении биоразнообразия моря сказываются последствия многолетней добычи и транспортировки углеводородов в замкнутом водоеме, сброс неочищенных стоков, а также проникновение в бассейн Каспия различных морских инородцев, как хищный гребневик (Mnemiopsis leidyi), истребляющий мальков промысловых рыб и их пищевую базу — планктон. В то же время резкое сокращение важнейшего элемента пищевой цепи — кильки — привело к более чем десятикратному уменьшению числа осетровых и других ценных пород рыбы. Крайне отрицательно на восполнение морской ихтиофауны влияет браконьерский вылов.
Безусловно, Россия, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан и Иран пытаются обезопасить изрядно оскудевшие ихтиоресурсы Каспия, страны совместно борются с браконьерством и регулируют страновые квоты на вылов рыбы. В свою очередь, с момента создания в сентябре 2014 года совместная Комиссия по сохранению и рациональному использованию водных биоресурсов и управлению запасами Каспийского моря ввела мораторий на промышленный лов осетровых, и этот запрет продлевается ежегодно. Азербайджан активно участвует в деятельности Комиссии, в том числе в вопросах увеличения рыбных запасов на Каспии: за последние пять лет в азербайджанские водоемы было выпущено в общей сложности свыше 30 млн мальков промысловых рыб, в том числе осетровых и лососевых. Вполне очевидно, что экологические и природоохранные меры для защиты биоразнообразия Каспия будут носить долгосрочный характер, однако, несмотря на эти шаги, по оценкам экспертов, у традиционного морского рыболовства в Прикаспийском регионе весьма незначительные долгосрочные перспективы.
Морской промысел становится все более сложной и малорентабельной отраслью экономики и для Азербайджана, а это делает неизбежным последовательный переход от морского промысла к трекам аквакультуры. Как свидетельствует мировой опыт, на долю аквакультуры в настоящее время приходится свыше половины всего мирового производства морепродуктов. Товарное воспроизводство рыбы в искусственных водоемах, садках и рыборазводных предприятиях промышленного типа развивается и в Азербайджане, где действует порядка полутысячи частных прудовых хозяйств, однако некоторые из них действуют без должной регистрации и фискального контроля. В том числе в стране создано около полутора десятка крупных рыборазводных хозяйств в Шеки, Загатале, Габале, Гусаре, Мингячевире, Нефтчале, Сальяне, Шамкире, Лянкяране, Масаллы и Нахчыванской АР. Здесь выращивается основной объем доступной по цене товарной рыбы — толстолобика, белого амура, сазана, карпов, лещей и кутума, а также более дорогой форели и других лососевых пород.
Однако наибольшего продвижения в развитии аквакультуры наша страна добилась в последние шесть лет благодаря созданию нескольких крупных объектов промышленного типа, построенных в Нефтчалинском, Пираллахинском, Исмаиллинском районах, а также на Мингячевирском водохранилище, где выращиваются осетр, шип, белуга, лососевые, налажен выпуск ценной икры. Еще одно крупное предприятие в сфере аквакультуры вскоре заработает в Карабахском регионе: в Лачине в Хакаринском рыболовецком хозяйстве будет налажено производство цветной форели и куринского осетра.
Для поддержания этих перспективных трендов в нашей стране разработана «Государственная программа по развитию аквакультуры в Азербайджане на 2023-2027 годы». Ну а самым важным шагом в этом направлении стал подписанный на днях указ президента Ильхама Алиева «О дополнительных мерах по развитию рыболовства и аквакультуры в Азербайджане». Документ нацелен на развитие рыболовства и аквакультуры в стране, в том числе повышение продуктивности, совершенствование системы управления и контроля в этой области, формирование рыбных ресурсов с учетом их воздействия на окружающую среду, а также организацию и регулирование рыболовства и аквакультурных хозяйств в соответствии с современными требованиями. Для реализации всех этих задач, согласно Указу, при Министерстве сельского хозяйства создано юридическое лицо публичного права «Центр рыболовства и аквакультуры». В обязанности нового органа вменено осуществление деятельности в области организации, управления рыболовством, в том числе в сфере аквакультуры, увеличения, использования, охраны и контроля рыбных и других водных биоресурсов. Уставный фонд Центра составит 1 млн манатов и будет сформирован за счет средств госбюджета. Кабинету министров, а также министерствам сельского хозяйства, экологии и природных ресурсов, финансов поручено решить вопросы, вытекающие из настоящего указа, также в документе отражены изменения, которые предстоит внести в некоторые указы и распоряжений главы государства.
Как следует из указа, Минэкологии и Минсельхозу предстоит организовать мероприятия по мониторингу и оценке воздействия на окружающую среду действующих, однако не находящихся на государственном учете аквакультурных хозяйств с целью обеспечения прозрачности и налаживания учета рыборазводных хозяйств страны. В свою очередь, кабмину при поддержке профильных министерств необходимо разработать и представить главе государства предложения по механизму государственной поддержки сферы рыболовства. Наконец, указом главы государства Минсельхоз будет наделен правом предоставлять разрешения на выдачу земельных участков для создания специализированных рынков по продаже рыбной продукции в городах и на побережье Каспийского моря (за исключением земельных участков на 20-50-метровой прибрежной полосе). В числе прочего, аграрное ведомство будет давать заключения по отнесению земель к категориям и их переводу из одной категории в другую, а также по согласованию с профильными госорганами определять схему размещения специализированных рынков рыбной продукции.
Правовое регулирование сферы аквакультуры, реализация мер господдержки рыборазводных и промысловых хозяйств, наведение порядка в розничном сегменте по продаже морепродуктов — давно назревшее решение. Новый указ главы государства способствует развитию данного трека в устойчивой и контролируемой плоскости, обеспечит производство высококачественных морепродуктов, повысив тем самым их конкурентоспособность на внешних рынках. Последнее — крайне важный момент, так как в перспективе развитие аквакультуры в Азербайджане может стать весомым компонентом ненефтяного экспорта и источником валютных поступлений.
Примечательно, что за последние пару лет азербайджанские производители в секторе аквакультуры добились существенного прорыва на экспортном треке. Так, в прошлом году в зарубежные страны (преимущественно в Сингапур, ОАЭ, США и Россию) было поставлено без малого 600 кг икры осетровых, что в два с лишним раза больше показателей предыдущего года. В свою очередь, благодаря усилиям Агентства пищевой безопасности Азербайджана (АПБА), разработавшего и представившего соответствующим структурам Евросоюза Национальный план мониторинга, Азербайджану впервые предоставлено согласие на экспорт икры осетровых и лососевых рыб, выращенных в нашей стране в условиях аквакультуры, в страны ЕС.