Цифровой мир под ударом Конец тайны переписки
Вполне вероятно, что в Европейском союзе в скором времени могут обязать провайдеров автоматически и тотально проверять все личные чаты, электронные письма и сообщения на наличие подозрительного контента. Заявленная цель подобной перлюстрации вполне благая – борьба с материалами, содержащими эксплуатацию детей. Но результатом подобной политики вполне может стать конец конфиденциальной цифровой переписки и тотальная слежка в реальном времени посредством полностью автоматизированного мониторинга сообщения и чатов.
Предложение также включает в себя блокировку подозрительных сайтов, сканирование персональных облачных хранилищ, в том числе и личных фотоальбомов, обязательную проверку возраста для доступа к большинству ресурсов. Следствиями всего этого могут явиться цензура в магазинах приложений, исключение несовершеннолетних из цифрового мира и прекращение анонимного общения. Журналисты и политики опасаются, что закон Chat Control на уровне Европейского союза может быть использован против анонимных информаторов, предоставляющих сведения в ходе расследований преступлений власть имущих.
Согласно опросам общественного мнения, более 80% респондентов выступают против подобных мероприятий. Однако еще 11 мая 2022 года Еврокомиссия представила проект постановления, который обязал бы ввести поиск исключительно в режиме контроля над чатами, даже в доселе защищенных каналах со сквозным шифрованием.
Сегодня пока еще действуют нормативные акты, позволяющие провайдерам добровольно сканировать сообщения (так называемый «Контроль чатов 1.0»). При этом некоторые незашифрованные сервисы связи в США, такие как GMail, Facebook/Instagram, Messenger, Skype, Snapchat, электронная почта iCloud и X-Box, допускают контроль чатов на добровольной основе. В результате введения обязательного «Контроля чатов 2.0» комиссия ожидает увеличения количества отчетов о сканировании в 3,5 раза (на 354%).
Следует добавить, что отдельные европейские страны уже приняли законодательство, предусматривающее перлюстрацию частной переписки. Во Франции с марта 2025-го действует новый закон о борьбе с наркоторговлей, предоставляющий полиции и спецслужбам полномочия и технические возможности в этом вопросе. В Великобритании с осени 2023 года принят Online Safety Bill, но обязательное отслеживание частной переписки отложено до момента, когда будет создано техническое обеспечение, гарантирующее гражданам безопасность. В Австрии в начале июля 2025 года был принят закон о слежке, позволяющий спецслужбам перехватывать зашифрованные сообщения с помощью программного обеспечения по типу «Троянского коня» в отношении подозреваемых в преступной деятельности и терроризме.
В Совете Европы представители стран – членов ЕС разделились на сторонников и противников контроля за чатами и выработать единую позицию не смогли. В 2024 году ЕС продлил на два года добровольный контроль за чатами по формуле «Контроль чатов 1.0». Одновременно с этим жертвы сексуального насилия над детьми и тогдашний депутат Европарламента от Европейской пиратской партии Патрик Брейер подали иски, чтобы остановить добровольное неизбирательное сканирование, проводимое крупными технологическими компаниями США.
В декабре 2024 года план тотального контроля за чатами был остановлен при помощи «узкого блокирующего меньшинства». Против проголосовали Германия и Австрия, за – Испания, Франция и до последнего момента Венгрия. Но большинство европейских кабинетов все-таки высказываются за тотальную цензуру.
Председательствующая ныне в Европейском союзе Дания предложила голосовать за «Контроля чатов 2.0» 14 октября 2025 года. Ряд правительств, которые по-прежнему настроены критически, просит лишь о незначительных изменениях (например, о поиске только «известного контента» или об исключении сквозного шифрования), которые все равно приведут к массовым проверкам и утечкам личных сообщений.
Наиболее активно за ужесточение контроля над частной перепиской выступают скандинавские страны. Как заявил министр юстиции Дании Петер Хуммельгаард, «в конце концов, мы должны спросить себя: чья конфиденциальность нас больше всего беспокоит? Конфиденциальность тысяч детей, подвергающихся сексуальному насилию? Или конфиденциальность обычных людей, которые могут быть или не быть защищены от того, чем они делятся (так в оригинале), если они распространяют контент, связанный с сексуальным насилием над детьми? Нам нужно прийти к компромиссу в отношении этих различных точек зрения».
Другим интересантом системы цензуры являются лоббисты фирм, специализирующихся на кибербезопасности. В сентябре 2023 года было опубликовано исследование, пролившее совершенно иной свет на Chat Control и на то, кто действительно выиграет, если за всеми европейцами будет вестись круглосуточное наблюдение в Интернете. Помимо Эштона Катчера и его организации Thorn, в Брюсселе Chat Control лоббирует целый список организаций, ИИ-компаний и правоохранительных органов. К примеру, исследование разоблачает WeProtect Global Alliance как аффилированную с правительством организацию, тесно связанную с бывшим дипломатом Дугласом Гриффитсом и его Oak Foundation. Последний вложил более 24-х миллионов долларов США в лоббирование Chat Control с 2019 года, например, через сеть Ecpat, организацию Brave и PR-агентство Purpose.
«Исследование подтверждает наши худшие опасения, – заявил Диего Наранхо, глава отдела политики в организации по защите гражданских прав European Digital Rights (EDRi). – Самый критикуемый европейский закон о технологиях за последнее десятилетие является продуктом лоббирования со стороны частных компаний и правоохранительных органов. Комиссар ЕС Ильва Йоханссон проигнорировала «науку и гражданское общество» и предложила закон, «легализующий массовую слежку и взлом шифрования».
«Защитой детей здесь злоупотребляют как дверью, открывающей инфраструктуру для массовой слежки без всякой причины», – жалуется, в свою очередь, Константин Мачер из Ассоциации по защите данных Digitalcourage.
Еще одним аргументом противников введения системы Chat Control является тот факт, что большинство из методов технически неосуществимо. Помимо анализа метаданных, не существует безопасных способов, которые позволили бы частично или даже с задержкой шифровать информацию или изображения при передаче между пользователями, сохраняя при этом целостность сквозного шифрования. Каждый VOIP-вызов, iMessage, сообщение в Signal, WhatsApp и даже прямое сообщение на таких платформах, как Messenger и X, используют базовые протоколы шифрования для защиты разговоров между пользователями. Как эти сервисы могут существовать или функционировать в ЕС, где все должно быть доступно для проверки соответствующими органами?
Критики реформы также подчеркивают, что ничто не мешает правоохранительным органам применять судебные постановления и законные полномочия, которыми они уже обладают, для получения информации или доказательств от физических лиц. Никаких дополнительных компетенций не требуется. Обученные сотрудники правоохранительных органов могут использовать обоснованные подозрения и веские основания для раскрытия и предотвращения преступлений без необходимости следить за каждым устройством пользователя.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно утверждать, что в нашем быстро меняющемся, и не в лучшую сторону, мире границы становятся все более и более труднопреодолимыми, а частная жизнь и переписка наоборот – все больше и больше прозрачными и доступными как для государства, так и для частных компаний.