Баку — Париж: о чем стоит задуматься Макрону? Эксперты об интервью Алиева France 24
Участие президента Ильхама Алиева в Мюнхенской конференции по безопасности традиционно находится в центре внимания как отечественных, так и мировых средств массовой информации. Наглядным подтверждением этому служит интервью главы Азербайджана телеканалу France 24, в котором он высказал свою точку зрения как на актуальные вопросы внешнеполитической повестки, так и на события, происходящие в регионе Южного Кавказа.

Одним из важных аспектов интервью азербайджанского лидера стал анализ нынешних отношений с Францией. Так, Ильхам Алиев подчеркнул, что обострение отношений на треке Баку — Париж в последние годы произошло вследствие проводимой французскими властями политики, особо отметив, что не «мы были источником этой напряженности».
В данном контексте глава Азербайджанского государства подчеркнул, что Франция сама решила пойти по этому пути, поддержав сепаратистский режим в Карабахе и приняв ряд резолюций в поддержку сепаратистов. В то же время президент Алиев отметил, что его встреча с Макроном в конце прошлого года прошла на позитивных тонах, и на ней была достигнута договоренность приступить к перезагрузке отношений между странами.
А как восприняли интервью азербайджанского лидера телеканалу France 24 за рубежом? С просьбой поделиться своим мнением по этому поводу Caliber.Az обратился к израильскому журналисту-международнику и белорусскому политологу-франковеду.

Так, израильский журналист и публицист, глава комиссии по международным связям Союза журналистов Израиля Ростислав Гольцман охарактеризовал президента Франции как «поразительного человека», который пытается учить демократии кого угодно, уделяя при этом особое внимание территориальной целостности, хотя французы менее всего могут быть учителями в данном вопросе.
«На дворе XXI век, а Франция является мировым лидером по количеству колоний. Можно, конечно, называть их по-другому, например, заморские территории, но сути это не изменит. Французская Республика по-прежнему имеет колонии, причем на разных континентах. В качестве примера можно привести французскую Гвиану или, если вспомнить 2024 год, Новую Каледонию, с которой ситуации в целом весьма показательна, достаточно взглянуть на карту, чтобы понять, где находится Новая Каледония, а где — Франция. При этом ни о какой полноценной автономии и речи нет, все, что осталось местным жителям — канакам, это право избирать собственный парламент. Но Национальное собрание Пятой Республики меняет закон, наделяя правом избирать в местный парламент и французов, которые туда просто переселились. Это — классика политики колониальных властей: отменять малейшие признаки автономии у коренного народа» — сказал он.

Касаясь азербайджано-французских отношений, эксперт напомнил, что президент Франции с началом Второй Карабахской войны позволял себе резкие высказывания в адрес Азербайджана, в частности, целенаправленно использовал выражение «Нагорный Карабах»: «Макрон должен был понимать последствия своих слов и воздерживаться от резких формулировок. Президент Алиев честно и прямо ответил на это. Никто не собирается молчать и терпеть великодержавное хамство».

В свою очередь, белорусский политолог-франковед, кандидат политических наук Борислав Осинчук считает, что интервью Ильхама Алиева французскому телеканалу следует воспринимать как мастер-класс профессионального дипломата и политика мирового уровня, который очень четко и ясно выявляет провалы в политике президента Франции в отношении целого ряда стран.
«В интервью президент Азербайджана совершенно спокойно и детально объясняет, где политика Парижа перешла «красную черту» и привела к ответной реакции Баку. Из слов главы Азербайджанского государства становится понятно, что это политика Макрона была совершенно нелогичной и абсолютно неоправданной. Более того, французские власти, когда старались легитимизировать действия никем непризнанного сепаратистского образования путем принятия резолюций, выставляли в крайне негативном свете свою собственную страну. И реакция Азербайджана на такие действия была абсолютно оправданной», — сказал он.

По мнению политолога, в интервью президент Азербайджана четко обозначил стремление к восстановлению конструктивных отношений с Францией, напомнив, что ранее связи между двумя странами носили «дружественный характер».
«Ильхам Алиев расставил все точки на «i», подробно объяснив, что нужно делать, чтобы отношения между государствами развивались, а не скатывались в пропасть. Именно этот момент постоянно упускает президент Макрон, когда пытается судить кого-то, выбирать сторону, бесцеремонно вторгаясь в политику независимых государств. Слова президента Азербайджана о том, что два суверенных государства должны уважать правовые системы и не вмешиваться в дела друг друга, звучат буквально как руководство для установления не токсичных, а позитивных отношений», — резюмировал Б.Осинчук.







