Чад и Сенегал вбивают последний гвоздь в гроб колониальной империи Франции Статья The Associated Press
На сайте американского агентства The Associated Press опубликована статья, посвящённая ослаблению влияния Франции в Африке. Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала.
«Это был неспокойный месяц для Франции и её отношений с бывшими колониями в Африке, поскольку влияние страны на континенте столкнулось с самым серьёзным вызовом за последние десятилетия.
Пока Париж разрабатывал новую военную стратегию, предусматривающую резкое сокращение войск в Африке, два его ближайших союзника нанесли ему сильный удар.
Правительство Чада объявило о расторжении оборонного соглашения с Францией, чтобы усилить суверенитет страны. А президент Сенегала Бассиру Диомай Фай в интервью газете Le Monde заявил, что «очевидно, что скоро французских солдат не будет на сенегальской земле».
«То, что французы были здесь ещё во времена рабства, не означает, что это невозможно изменить», – сказал он.
После заявления Нджамены французские власти хранили молчание почти 24 часа, в итоге заявив, что ведут «тесный диалог» о будущем партнёрства.
«Решение Чада – это последний гвоздь в крышку гроба постколониального военного господства Франции во всём регионе Сахеля, – сказал Мукахид Дурмаз – старший аналитик глобальной консалтинговой компании по управлению рисками Verisk Maplecroft. – Решения Сенегала и Чада являются частью более широких структурных преобразований в отношениях региона с Парижем, в которых политическое и военное влияние Франции продолжает ослабевать».
Согласно данным международной французской радиостанции RFI, власти Чада потребовали от Франции вывести все свои войска до 31 января 2025 года. Источник заявил, что первоначальный график до марта был отклонен как слишком затяжной. По его словам, идеальной ситуацией для Нджамены был бы уход французов до конца февраля и начала Рамадана.
В прошлом месяце личный посланник Макрона по Африке Жан-Мари Бокель представил доклад о французском военном присутствии на континенте. Детали не были обнародованы. Но три французских высокопоставленных чиновника, поговоривших на условиях анонимности, заявили, что Франция нацелена на резкое сокращение численности своих вооружённых сил на всех базах в Африке.
По словам чиновников, это не означает, что Париж разорвёт военные связи, а наоборот, будет реагировать на потребности африканских стран. Это может означать предоставление более специфической подготовки по наблюдению за воздушным пространством. Франция также может направить войска на временной основе.
Французская армия в начале этого года также создала командование для Африки, похожее на американское AFRICOM. Недавно назначенный командующий Паскаль Ианни специализируется на влиянии и информационной войне — потребность, подчёркнутая растущим присутствием России на африканском континенте.
«Вы можете продолжать военное сотрудничество, как это делают многие страны. Но иметь постоянные военные базы, которые затем могут быть использованы как политический инструмент против вас и в своего рода информационной войне, возможно, не лучший способ решения проблемы», – сказал старший научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям Уилл Браун.
Между тем, по словам аналитиков, Франция пытается усилить своё экономическое присутствие в англоязычных странах Африки. Сейчас двумя её крупнейшими торговыми партнёрами на континенте являются Нигерия и ЮАР.
С момента обретения независимости французскими колониями в Африке Париж проводил политику экономического, политического и военного давления, получившую название «Франкафрика», которая включала в себя размещение тысяч постоянных войск в регионе.
Франция по-прежнему держит 600 военнослужащих в Кот-д'Ивуаре, 350 в Сенегале и 350 в Габоне, а также около 1500 в Джибути. В Чаде находятся 1000 военнослужащих.
Министерство обороны Франции заявило, что роль французских войск в Африке заключается в обучении местных солдат и укреплении их потенциала для борьбы с экстремизмом. Но критики говорят, что присутствие французских войск также позволяет Парижу сохранять влияние и защищать благоприятные для французов политические режимы.
«Франкоязычные страны Африки хотят изменить характер этих отношений», – сказал основатель Гражданского аналитического центра Западной Африки Жиль Яби.
Растущие антифранцузские настроения привели к уличным протестам в ряде стран Западной и Северной Африки, а правительства, пришедшие к власти благодаря обещаниям пересмотреть отношения с Западом, говорят, что связи с Францией не принесли пользы населению. Они хотят изучить возможности сотрудничества с Россией, Китаем, Турцией и другими державами.
«Президент Чада Махамат Деби не принял бы этого решения, если бы у него не было гарантий безопасности от другого игрока, – сказал Браун. – Мы знаем, что он получил значительную поддержку от ОАЭ, которые очень заинтересованы в том, что происходит в соседнем Судане и Дарфуре. Мы знаем, что Турция также провела определённую работу».
Чад граничит с четырьмя странами с российским военным присутствием. В январе Деби посетил Россию, чтобы укрепить отношения со своим партнёром.
Лидеры Нигера, Мали и Буркина-Фасо, изгнавшие французских военных, также сблизились с Москвой, которая разместила наёмников по всему Сахелю», – говорится в статье.
Перевод: Фарах Мамедли