Франция в кризисе: Макрон правит как автократ? Статья Berliner Zeitung
Президент Франции Макрон проиграл выборы, а его правительство ушло в отставку. Однако он продолжает управлять страной. Как такое возможно?
Как передает Caliber.Az, об этом пишет немецкая Berliner Zeitung.
Президент Франции Эммануэль Макрон явно проиграл последние выборы. Около семи недель назад правое «Национальное объединение» (НОД) Марин Ле Пен получило на европейских выборах вдвое больше голосов, чем лагерь президента. А чуть более трех недель назад левый альянс «Новый народный фронт» (NFP) получил больше всего мест на парламентских выборах. Несмотря на это, Макрон продолжает управлять страной как ни в чем не бывало — как такое возможно?
Макрон объявил, что не будет назначать новое правительство до окончания летних Олимпийских игр — он не уточнил, до какого именно времени. Это законно, поскольку французская конституция не устанавливает крайнего срока, когда президент должен назначить нового главу правительства после парламентских выборов. Однако президент пренебрегает всеми демократическими традициями, согласно которым парламентская группа, набравшая наибольшее количество голосов, всегда возглавляет правительство немедленно.
Макрон пренебрегает демократическими традициями
Макрон, который в эти дни выглядит как лучезарный победитель выборов, не устает подчеркивать, что левые имеют лишь относительное, а не абсолютное большинство и поэтому «победителя выборов не существует». Довольно смелый аргумент: у самого Макрона не было абсолютного большинства в парламенте после выборов 2022 года, но его лагерь сформировал кабинет министров. Теперь то же самое ожидает и NFP, который после первоначального перетягивания каната представил Люси Кастет в качестве своего премьер-министра.
Активные политические решения Макрона еще более серьезны, чем его пренебрежение демократическими практиками. В разгар «политической паузы», которую сам президент объявил на время Олимпийских игр, Франция на этой неделе сменила дипломатический курс с далеко идущими последствиями. В честь 25-й годовщины восшествия на престол марокканского короля Макрон опубликовал выдержки из своего письма Мухаммеду VI, в котором он описывает марокканский план автономии Западной Сахары как «единственную основу для справедливого, прочного и согласованного политического решения». Франция поддерживала план автономии с 2007 года, но всегда ссылалась на резолюции ООН о праве Западной Сахары на самоопределение, которые являются обязательными в соответствии с международным правом. Теперь же в своем письме Макрон дает понять, что готов признать суверенитет Марокко над Западной Сахарой. Это первый случай, когда президент занял одностороннюю позицию в пользу Марокко в конфликте, длящемся десятилетиями, нарушив историческую дипломатическую позицию Франции. Тем самым он спровоцировал кризис в отношениях с Алжиром, который поддерживает стремление Западной Сахары к независимости. Алжир отозвал своего посла из Парижа и выразил протест, отметив, что Франция «игнорирует международное право и отказывает сахарскому народу в праве на самоопределение».
Взрывоопасно то, что эта переориентация по содержанию была встречена не только яростной критикой, особенно со стороны левого лагеря. Многие эксперты по конституционному праву также высказались и поставили под сомнение легитимность такого решения в нынешнем политическом контексте. «Президент не может единолично принимать решения по дипломатическим вопросам», — заявил газете Mediapart Тибо Мулье, профессор публичного права Университета Париж-Нантер. Вопреки распространенному мнению, в этой сфере вообще не существует «заповедной зоны». Все зависит от соглашения с правительством, которое подписывает почти все действия президента», — объясняет Мулье.
До решения Макрона по Западной Сахаре на прошлой неделе ожесточенную критику вызвало единоличное выдвижение президентом на второй срок комиссара ЕС по внутреннему рынку Тьерри Бретона. На этой неделе также стало известно, что в настоящее время правительство заполняет важные вакансии среди государственных служащих, что также вызывает вопросы. В частности, речь идет о статье 20 конституции, которая гласит, что «правительство определяет и проводит политику страны». Если нет «полноценного» правительства, то правительство, которое только что ушло в отставку, находится у власти на временной основе и ему поручено лишь управление «текущими делами». Однако, как мы только что убедились, это явно не так.
Отставка Макрона как единственный выход из политического тупика?
Что будет после Олимпиады? По мнению эксперта по конституционному праву Александра Гига, «риск зайти в тупик никогда не был столь велик в истории Пятой Республики. В интервью Le Monde он сказал, что считает возможным, что если до сентября ничего не произойдет, то во время обсуждения бюджета временному правительству будет вынесен вотум недоверия. Однако формально оно не может уйти в отставку во второй раз, поэтому Гиг говорит об «абсурдной» ситуации.
Многие юристы, специализирующиеся на конституционном праве, именно так оценивают сложившуюся ситуацию. С президентом, который сначала назначает новые выборы, чтобы «прояснить» политическую ситуацию, а затем хочет оставить все как есть, обычные демократические правила, похоже, больше не действуют. Гиг видит возможный выход в отставке Макрона и назначении новых президентских выборов.