Хаос в ущерб миру США против всех
Итак, потихоньку очерчиваются контуры политики США на Южном Кавказе. Намеченный на 5 апреля саммит ЕС-США-Армения должен принять пакт о гарантиях безопасности Армении. Можно констатировать, что в своей южнокавказской политике США уже перестают прятаться за ширмой Европы. К слову, миссия ЕС в Армении уже перестала быть европейской после того, как в ее ряды влились представители Канады. Это был первый звоночек о том, что именно НАТО, а не ЕС, является руководящей структурой этой миссии. Ну а кто главный в НАТО — вопрос, конечно, риторический.
Планируемый на 5 апреля пакт США-ЕС-Армения также преследует цель расширения шпионской миссии в Армении, включения в нее США и создания в ближайшем будущем серьезной военной базы. Таким образом, США пошли по пути милитаризации, наращивания напряженности и провоцирования нового конфликта в регионе Южного Кавказа.
Предстоящая встреча будет проведена с участием премьера Армении Пашиняна, главы Еврокомиссии фон дер Ляйен и госсекретаря США Блинкена. Подготовка к встрече сопровождается концентрацией живой силы, бронетехники, артиллерийских установок, а также других тяжелых огневых средств и интенсивным движением войск вооруженных сил Армении на различных направлениях условной армяно-азербайджанской границы.
Не исключено, что к моменту встречи или во время ее проведения Ереван руками своих военных устроит провокацию против ВС Азербайджана с тем, чтобы, получив жесткий ответ, преподнести это в качестве «агрессии» Азербайджана и необходимости военной интеграции с Западом.
Впрочем, кажется, и без этого такая интеграция уже дело обговоренное, и многомесячная психологическая подготовка в западной медиа-среде об «азербайджанской угрозе» служила именно этой цели.
Однако, как бы много ни говорилось о «маленькой несчастной Армении», цель США вовсе не в том, чтобы защитить ее. Договор с Арменией — лишь часть глобального замысла США по созданию и укреплению своего военного присутствия (в идеале — в виде военных баз) вокруг стран, которые либо считаются соперниками Штатов, либо тех, чье стремление к усилению суверенитета не вписывается в картину американского миропорядка. К этим странам в первую очередь можно отнести Китай, Россию, Иран, Турцию и ряд других государств. На Южном Кавказе Вашингтон также против усиления Азербайджана, в первую очередь по причине нежелания видеть укрепления турецко-азербайджанского альянса и тюркского мира в частности. Да, в самой Турции присутствуют американские военные. Однако ничто не вечно под луной, и при уверенном курсе Анкары на укрепление своего суверенитета рано или поздно встанет вопрос о свертывании американского военного присутствия в этой стране, возможно, с одновременным выходом Турции из Североатлантического альянса. Вот для обуздания амбиций Турции и стремятся Штаты укрепить свое военное присутствие на Южном Кавказе. Добавим к этому, что почти по всему периметру турецких границ уже имеются американские базы (Греция на севере и западе, Сирия, Ирак на юге), и мы видим, что с созданием военной группировки в Армении Штаты практически окружают братскую нам страну. Цель Америки — создать у Анкары чувство безальтернативности не только военного союза с Вашингтоном, но и полного следования в фарватере его внешней политики, читай, уступки части своего суверенитета.
Разумеется, политика сдерживания также проводится и в отношении России. Расширение НАТО на восток без учета национальных интересов этой страны и вопреки данным Москве обещаниям значительно усилило угрозу безопасности России. А план по включению в НАТО Украины стал одним из факторов, разжегших кровопролитную войну, на которой два братских народа уничтожают друг друга ради интересов Америки. Летом прошлого года к НАТО присоединилась и северная соседка России — Финляндия. Как пишет американская пресса, при заключении договора о сотрудничестве в сфере обороны между Хельсинки и Вашингтоном США получили разрешение разместить на финской земле, по соседству с Россией, значительную военную инфраструктуру. Примечательно, как сообщалось в грузинских СМИ, за несколько месяцев до начала войны на Украине США предложили разместить американскую военную базу в Грузии, однако власти страны благоразумно отказались. Надо полагать, давление на эту южнокавказскую страну будет только усиливаться с целью создать напряжение на южных границах России.
Интересная ситуация складывается и вокруг главного стратегического противника США — Китая. Американцы окружили Китай в океане базами в Японии, Южной Корее, на Филиппинах, в Сингапуре и Таиланде.
Что касается сухопутных границ, то здесь Китаю повезло больше. Лишь Пакистан имел статус союзника США, однако граница между Пакистаном и Китаем относительно малопротяженная. Индия, имеющая после России самую протяженную границу с Китаем, долгое время сохраняла военный нейтралитет, однако всё изменилось с приходом к власти в 2014 году ультранационалистов во главе с Нарендрой Моди. В 2016 году страны заключили первое военное соглашение — Меморандум о соглашении по логистическому обмену (LEMOA), после чего был подписан ряд других соглашений. Неудивительно, что такой поворот событий подтолкнул Исламабад в срочном порядке стать стратегическим союзником Пекина.
Пока американцы сильнее на море. Действия США вполне вписываются в логику теории геополитики Маккиндера. Цель — окружить сердцевину Евразии — Хартленд и не дать ему чувствовать себя свободно на морях. Любопытно, но паттерн поддержки Западом Украины пока что больше всего проявил себя именно в логике блокирования России в Черном и Балтийском морях. Именно на Черном море ВСУ удалось практически вывести из строя российский флот. А на Балтике мы наблюдаем вступление в НАТО Финляндии и Швеции, что фактически превращает Балтийское море во внутреннее озеро Альянса со всеми вытекающими для России последствиями.
Разыгрывается партия и с Ираном. Вашингтон имеет в союзниках таких соседей Ирана, как Турцию, Ирак и страны Залива. Однако вот незадача — современная Турция, как уже было отмечено выше, не будет играть в интересах Штатов против соседей, а из примыкающего к ИРИ с востока Афганистана американцы вынуждены были с позором ретироваться. База в Армении таким образом была бы одним из пунктов угроз Ирану с севера. Конечно, в идеале американцы хотели бы иметь присутствие и в Азербайджане. Собственно, этого они и добиваются. Как сказал когда-то американский аналитик Пол Гобл, «Грузия — путь, Армения — инструмент, Азербайджан — это приз».
Таким образом, военная база в Армении будет бить по трем целям — Турции, Азербайджану и Ирану. По России — в меньшей степени, так как у последней с Арменией не имеется сухопутной границы. Похоже, Запад использует в отношении своего внедрения в Армении тактику «салями», постепенно отрезая армянский стейк из российской тарелки. И действительно, отчего бы не воспользоваться занятостью России в Украине, чтобы потеснить ее в другом месте? Несмотря на относительный успех российской армии на фронте, до стратегического прорыва далеко, и война еще будет длиться не один долгий месяц.
Вашингтон стремится ввергнуть регион Южного Кавказа в пучину хаоса и нестабильности. Цель Соединенных Штатов — подорвать суверенитет как можно большего количества государств, чтобы воспрепятствовать их объединению в борьбе против американской гегемонии.
Наша цель — не дать им воплотить эти губительные планы в жизнь.