«Исключать новые военные столкновения между Баку и Ереваном не стоит» Дмитрий Малышев на Caliber.Az
Интервью Caliber.Az c кандидатом исторических наук, доцентом факультета мировой политики МГУ им. М. В. Ломоносова Дмитрием Малышевым.
— В Ереване утверждают, что Москва готовит переворот, и открыто говорят о попытках пятой колонны и пророссийской армянской оппозиции захватить власть посредством террористических методов. Что думаете по этому поводу?
— Эта явная дезинформация появилась еще осенью 2023 г., а Мария Захарова буквально назвала это «вбросом». Не совсем понятно, кого армянские власти относят к «пятой колонне». О попытке переворота, в частности, писал близкий к властям Армении телеграм-канал «Баграмян, 26». Но прошло почти полгода, а никакого переворота так и не произошло. Я думаю, что власти Армении мыслят стереотипами своих заокеанских кураторов, которые очень поднаторели в осуществлении подобных мероприятий и неоднократно успешно реализовывали их по всему миру. Властям Армении следовало бы больше внимания уделять проблемам нормального социально-экономического развития республики, а не поискам мифических врагов, коим Россия никогда не являлась и не является для народа Армении.
— А как вы оцениваете вероятность полного «ухода» Армении на Запад?
— Я думаю, многие представители армянской диаспоры ориентированы и интегрированы в западные структуры, и с этой точки зрения можно допустить некоторое отхождение части армянского общества на Запад. Но и в России армянская диаспора имеет серьёзные позиции. Поэтому, несмотря на крен части армянской элиты во главе с нынешним премьер-министром республики Николом Пашиняном в сторону Запада, это не отражает общую тенденцию развития армянского социума, который, опять же, на мой субъективный взгляд, продолжает сохранять пророссийские позиции.
— Решатся ли в Армении выйти из ОДКБ и ЕАЭС?
— Армения является единственным государством Южного Кавказа, которое состоит в ОДКБ и ЕАЭС с момента образования этих международных структур. Действительно, в конце февраля 2024 г. во время визита во Францию в интервью французскому телеканалу France24 премьер-министр Пашинян заявил, что Армения «заморозила» своё участие в ОДКБ. Упор он сделал на то, что организация якобы не выполнила свои функции во время недавних событий, связанных с переходом Карабаха к Азербайджану. Чуть ранее, в ноябре 2023 г., Армения отказалась от участия в Совете коллективной безопасности в Минске и от проведения на своей территории военных учений ОДКБ «Нерушимое братство». Безусловно, симптомы несколько тревожные. Но не надо драматизировать ситуацию. Вооруженные силы Армении не дотягивают и до 50 тыс. человек, они крайне немногочисленны, нет серьёзной военной инфраструктуры, основное вооружение Армения получала как раз по линии ОДКБ. Призрачные обещания Франции снабжать страну оружием остаются пока что отдалённой перспективой.
ОДКБ, на самом деле, ничего не потеряет даже в случае выхода из неё Армении, а вот по безопасности самой Армении будет нанесён серьезный удар.
Что касается ЕАЭС, то с 1 января 2024 г. Армения председательствует в этой международной структуре, и, насколько мне известно, никаких заявлений о выходе из неё она пока не делала.
— Какова вероятность вывода из Армении российских военных в обозримом будущем?
— На сегодняшний день российские военные присутствуют в регионе в двух качествах: во-первых, на военных объектах РФ на территории Армении, во-вторых, в качестве миротворцев, которые с ноября 2020 г. находятся в Карабахе. Что касается последних, то этот вопрос Армения не может решить, их размещение было оговорено тройственным соглашением России, Азербайджана и Армении.
Что касается в целом российских военных в Армении, то пока её руководство потребовало убрать российских пограничников из «Звартноца», других предписаний на сегодняшний день не поступало. Хотя разговоры об этом, в том числе со стороны официальных лиц, идут. И, отвечая на ваш вопрос, я вполне могу допустить, что, если политика армянского руководства будет развиваться в подобном ключе, который не совсем отвечает интересам армянского народа, то, возможно, в обозримой перспективе российские войска будут выведены с территории республики, как это произошло в 2007 г., когда российские военные были полностью выведены с территории Грузии.
— Россия уже не раз предупреждала Армению об угрозе повторения украинского сценария, но, похоже, в Ереване не придают этому значения, слепо следуя указке Франции. Какие шаги предпримет Москва в ответ?
— Да, действительно, подобная позиция Армении, что, впрочем, совершено естественно, в России воспринимается крайне негативно. Москва надеется, что руководство Армении будет выстраивать свою внешнюю политику, исходя из своих национальных интересов, а не по плану, который написан в Брюсселе.
Какие шаги Россия предпримет в ответ? Их спектр может быть самым разнообразным, учитывая то, что Пашинян ведёт себя как некий армянский Зеленский. До войны и военного конфликта здесь ситуация, конечно, не дойдет, но, возможно, Россия пойдет на то, что ограничит социально-экономические и политические контакты с Арменией, перестанет оказывать ей ту массированную помощь, которую оказывает в настоящее время. Может быть, будет сокращено и гуманитарное сотрудничество, например, прекратит своё функционирование филиал МГУ в Ереване. Но руководство Армении пытается выстраивать свою политику именно в западном ключе, покупаясь на призрачные обещания о приеме страны в Европейский союз, что, по правде говоря, не несет каких-то серьёзных дивидендов армянскому обществу.
— В Армении мечтают о реванше, а вовсе не о мире с Азербайджаном, продолжают усиленно закупать вооружения. Может ли Армения при подстрекательстве Франции начать очередную военную провокацию в регионе?
— Конфликты, подобные карабахскому, как показывает мировая практика, сами собой не прекращаются, они возникают в любой момент. В Ереване заявляют, что Армении нужен новый военный партнёр, кроме России. Им, вероятно, должна быть Франция. С 1 января 2024 г. самопровозглашённое образование в Карабахе прекратило своё существование, а территория полностью вошла в состав Азербайджана. Это де-факто признал официальный Ереван, но маловероятно, что это признало армянское общество, которое считает Карабах своей территорией. Поэтому исключать какие-то новые военные столкновения в зоне конфликта, конечно, не стоит.
— Ваш прогноз о дальнейшей ситуации в регионе?
— Я думаю, что в ближайшее время в регионе сохранится в определённом смысле статус-кво. Армения признала вхождение Карабаха в состав Азербайджана, Азербайджан получил не всё, к чему стремился, остаётся решить проблему Зангезурского коридора.
— Перспектива подписания мирного соглашения затягивается надолго?
— Армения еще год назад заявляла, что подготовила текст мирного договора и ждёт только согласия Азербайджана. У стран продолжают сохраняться многочисленные территориальные претензии друг к другу. Заключению мирного соглашения должно предшествовать хотя бы частичное решение целого комплекса спорных вопросов (в частности, это и проблема Зангезурского коридора, и весь периметр армяно-азербайджанской границы не делимитирован). В этих условиях говорить о заключении полноценного мирного договора, который устроил бы народы обоих государств, не представляется возможным.