Кандидат с характером: Тбилиси не сгибается перед ЕС Экспертные мнения на Caliber.Az
4 ноября будет опубликован отчёт Брюсселя о состоянии готовности Грузии как страны-кандидата исполнять основные условия на пути к членству в Европейском Союзе.

Еврокомиссар по вопросам расширения Марта Кос представит членам комитета Европарламента по иностранным делам пакет мер по расширению на 2025 год.
По данным Европарламента, по этому вопросу также состоятся дебаты, которые будут сосредоточены на прогрессе, достигнутом странами-кандидатами и потенциальными кандидатами на пути к членству в ЕС. После оценки комиссией реформ в данных странах, связанных с ЕС, докладчики комитета разработают резолюции с выводами и рекомендациями парламента для каждой из них.

Напомним, посол ЕС в Грузии Павел Герчински несколько дней назад заявил, что 4 ноября будет опубликован отчёт о расширении, включающий и раздел по Грузии.
«Это будет очень длинный и содержательный документ, представленный Еврокомиссией, в котором будет подробно описано, что произошло в Грузии за последний год и как это связано со стремлением страны стать членом Евросоюза.
4 ноября — очень важная дата. В этот день в Брюсселе состоится пресс-конференция, которую проведут вице-президент Еврокомиссии Кайя Каллас и еврокомиссар по вопросам расширения Марта Кос. В тот же день, 4 ноября, я также проведу пресс-конференцию в Тбилиси, чтобы ответить на вопросы о том, насколько хорошо или плохо работает Грузия в этом направлении», — отметил посол.
Как можно оценить перспективы, а главное — желание самой Грузии вступить в ЕС в будущем? Последний год отмечен значительным ухудшением отношений между Тбилиси и ЕС, и поэтому нельзя исключать возможности, что страну могут лишить статуса кандидата. Но как в самой Грузии — горят ли там желанием вступить в ЕС, или этот вопрос уже не столь актуален? Ведь премьер Кобахидзе заявлял, что к рассмотрению этого вопроса уместно будет вернуться лишь в конце 2028 года.
Известные грузинские эксперты поделились своим мнением на этот счёт с Caliber.Az.

Политолог, основатель исследовательского центра SIKHA Foundation Арчил Сихарулидзе отмечает, что Европейский Союз фактически объявил «холодную войну» правящей партии «Грузинская мечта» (ГМ), поскольку Европа активно стремилась отстранить её от власти.
«Исходя из этого, «Грузинская мечта» может только отбиваться и, безусловно, усиливать риторику. Я не ожидаю особых последствий для Грузии 4 ноября, потому что престиж Павла Герчински среди сторонников «Мечты» уже давно иссяк, а оппозиция и противники власти сильно ослабли. Вообще, вот эта активная фаза «беготни с европейским флагом» и попытки мобилизовать под ним радикальные движения нанесли феноменальный ущерб имиджу Европы в Грузии.
Насчёт расширения у меня, честно говоря, нет никаких ожиданий, потому что люди, которые сейчас курируют Грузию, активно заявляют вещи, не совпадающие с реальностью. Много разговоров о том, что ГМ помогает России обходить санкции, а потом «Мечта» получает благодарственное письмо, где тот же представитель ЕС признаёт, что партия делает всё, чтобы обхода санкций не было. То есть, с одной стороны — объективная реальность, с другой — политическая риторика, целью которой является просто смещение правительства ГМ», — констатирует исследователь.
При обнародовании этого рапорта, говорит он, нужно будет внимательно смотреть, где сохранена адекватность и объективность, а где начинаются явно неадекватные «сказки и пожелания».
«Скорее всего, «сказки и пожелания» будут в разделе по правам человека, потому что этот раздел пишут люди, которые сами являются политически ангажированными и находятся в противостоянии с «Грузинской мечтой». А по всем остальным индикаторам я даже не знаю, что можно написать плохого, ведь Грузия всё равно остаётся лидером по темпам экономического роста среди всех стран-кандидатов на членство в ЕС. Думаю, будет интересно посмотреть, что они там напишут.
Сам вопрос интеграции Грузии в Европейский Союз не то чтобы отменён, но стало очевидно, что при той риторике, которую демонстрирует Брюссель, большинство грузинского населения не хочет «идти на попятную».
Я бы сказал так: с одной стороны, Брюссель стремится проводить политику стратегического повиновения в отношении Грузии, а со стороны большей части грузинского общества есть согласие лишь на стратегическое партнёрство с ЕС. И если Европейский Союз в какой-то момент осознает, что «прогнуть» Грузию и заставить её делать то, что он хочет, невозможно, тогда ситуацию можно будет нормализовать.
Но при нынешнем главе миссии Павле Герчински и той номенклатуре, которая управляет ЕС, говорить о каких-либо улучшениях невозможно. Особенно когда эти люди твердят, что в Армении демократия (хотя Грузия опережает Армению по демократическому индексу), а в Грузии — уже диктатура, причём пророссийского толка. Повторюсь, это тот случай, когда реальность не совпадает с пожеланиями некоторых людей. А с точки зрения экономического роста Грузия опережает всех кандидатов. И при этом нам продолжают говорить, что «Грузия — плохая страна», — посетовал Сихарулидзе.

Учредитель движения «Единая нейтральная Грузия», политолог Бидзина Гиоргобиани отметил в свою очередь, что, поскольку докладчиками предстоящего отчёта являются Кайя Каллас и Марта Кос, уже ясно, что они преднамеренно представят информацию, исключающую какой-либо позитив для Грузии.
«Тем же самым делом занимается и Павел Герчински в Тбилиси. В общих чертах можно сказать, что интеграция Грузии в ЕС изначально была неправдоподобной политической историей со стороны тогдашнего правительства Грузии, не основанной на географических, экономических реалиях и реалиях самого Европейского Союза.
К сожалению, Европейский Союз в данный момент не имеет никакой возможности для расширения в сторону Востока, особенно — так далеко, до Грузии и Южного Кавказа.
Мы же не имеем общей границы с Евросоюзом, поэтому этот проект выглядит как мираж. Он был и остаётся таким», — считает политолог.
Просто статус страны-кандидата, по его мнению, Евросоюз использует как рычаг давления на Грузию для вмешательства во внутренние дела страны.
«Две недели назад в Брюсселе Урсула фон дер Ляйен представила политику ЕС в отношении LGBTQ+ в странах-членах и кандидатах, где сказано, что дети школьного возраста имеют право выбирать собственную гендерную принадлежность, а родители, врачи и общественность не могут как-либо на них влиять — это даже будет караться законом. После такого Грузии там искать нечего. Нынешний ЕС — это уже не тот Европейский Союз, к сближению с которым стремились Грузия и остальные восточноевропейские страны», — подытожил Гиоргобиани.







