Макрону вопреки: деколонизация как выход из кризиса Движение канаков к независимости уже не остановить
Новая Каледония: уже 4 месяца, как в этой «заморской территории» Франции введены чрезвычайные меры безопасности, но желанного мира и спокойствия так и нет. Многие на острове считают, что только полная деколонизация станет выходом из затянувшегося кризиса.
Трупы к Дню гражданства
24 сентября в Новой Каледонии отмечается День гражданства. И это – более чем сомнительная дата для празднования. В этот день 171 год назад войска Наполеона III начали захват архипелага, топя в крови сопротивление коренных жителей. Всегда эта дата считалась Днем траура канаков, но с 2004 года ее стали официально отмечать как «День гражданства и единства». Накануне в Новой Каледонии ожидали новой вспышки протестов, в связи с чем был усилен и без того жесткий полицейский режим. Командующий жандармерий Николас Маттеос заявил: «24-е число могло быть совершенно безответственно объявлено датой восстания. Мы должны успокоить население и отговорить тех немногих радикалов, у которых может возникнуть соблазн совершить злоупотребления». А «успокаивать» во французской жандармерии умеют. И совсем не так, как это показывали в популярных кинокомедиях с Луи де Фюнесом в роли старшего жандармского вахмистра. Комендантский час, действующий с шести часов вечера до шести утра. По-прежнему запрещена продажа алкоголя, а к несению службы в особом режиме привлечено 6 тысяч силовиков. В усилении задействована мобильная жандармерия и роты полицейского спецназа CRS. На дорожных блокпостах используется полицейская бронетехника, а при разборе завалов и баррикад – минно-взрывные команды. Многие владельцы магазинов собирались закрыть на эти дни свои заведения, люди запасаются продуктами.
Дело в том, что Париж и местные власти крайне встревожили известия, что 24 сентября в Новой Каледонии может быть провозглашен акт независимости. Информация об этом циркулировала давно. Еще 8 июня на заседании руководящего органа Каледонского союза (UC) его лидер Дэниэл Гоа призвал объявить полный и безусловный суверенитет Новой Каледонии. Причем сделать это первоначально предполагалось именно 24 сентября этого года, но затем объявление независимости решили перенести на год. Также всю ответственность за бесполезный и несправедливый колониальный конфликт в Каледонском союзе возложили лично на президента Макрона и его правительство. Ранее Каледонский союз считался достаточно умеренной организацией, близкой к французской Социалистической партии, и выступал за расширенную автономию, но не за независимость.
Со своеобразной инициативой объявления суверенитета выступил недавно и бывший сенатор и президент Национального совета великих вождей Ипполит Синевами-Хтамуму, который предложил организовать на нынешний День гражданства в Маре церемонию провозглашения «суверенитета вождеств над их традиционными территориями». 30 июля Ипполит Синевами-Хтамуму вышел из местного традиционного Сената в знак протеста против колониальной политики французского государства.
И уже накануне Дня гражданства ситуация серьезно обострилась. Вечером 19 сентября в племени Сент-Луи в Мон-Доре полицейские застрелили двух местных жителей. Одному из убитых было 29 лет, другому – 30. По официальной версии, группа из 3–5 человек с закрытыми лицами обстреляла мобильных жандармов из винтовок, после чего по ним был открыт огонь. Очевидцы же сообщают, что перестрелка продолжалась всю ночь. Один из погибших умер по дороге в больницу, другой скончался на месте.
Уже после того, как стало известно о первой смерти, ситуация резко накалилась. Местные жители были крайне возмущены этими убийствами. А еще въезд и выезд в сектор их проживания запирают два блокпоста французских силовиков. Речь идет о фактической блокаде, жертвами которой стали члены племени Сент-Луи, проживающие как внутри нее, так и вовне этой территории.
В ответ на эти смерти люди принялись перекрывать дороги и поджигать шины. После того как стало известно о втором убитом полицией, канакские «Группы координации полевых действий» (CCAT) объявили о перекрытии дороги Фауст-Яте. Пропускать на трассе обещали только машины скорой помощи, экстренных служб и другой приоритетный транспорт. Одновременно Социалистический фронт национального освобождения канаков (FLNКS, НСФОК) провел пресс-конференцию, на которой его спикеры Доминик Фоки и Алосио Сако осудили «варварские и унизительные методы, используемые полицией», и «непропорциональное применение силы».
Что же происходит опять в Новой Каледонии? Ведь президент Франции Макрон отправил туда дополнительные силы безопасности, а французские власти обещали принять все меры к политическому разрешению кризиса.
Романтики с трассы RP1
Дело в том, что в апреле-мае этого года был разморожен закон, разрешающий приезжим с небольшим сроком проживания в Новой Каледонии участвовать в выборах. Активисты же канакского движения восприняли это как очередной шаг по ползучей колонизации острова. С их точки зрения, прибывающие на остров выходцы из других регионов в случае автоматического наделения их избирательным правом могут быть использованы французскими властями как колонисты. После этого в Новой Каледонии вспыхнули протесты, которые французские власти принялись подавлять полицейской силой. Тысячи их участников оказались в тюрьмах, а по выходу на свободу радикализировались. В частности, молодые люди из племени Сент-Луи стали совершать нападения на полицейские и другие машины на трассе RP1, проходящей через их территорию. Вождь племени Сент-Луи и бывший президент Конгресса Новой Каледонии Рох Вамитан вместе с другими традиционными лидерами пытался остановить эти группы, но безуспешно. Болезненный опыт задержаний не прошел даром, и теперь эта молодежь не видит других способов борьбы, кроме крайних средств. При этом при нападениях на машины полиции никто из жандармов не был убит, чего не сказать про активистов. И если умеренная часть лидеров канакского движения выступает сейчас за решение проблем на переговорах, то молодежь препятствует этому.
Жители Мон-Дора пытаются идти и юридическим путем – недавно они создали ассоциацию и подали жалобу на блокаду трассы RP1 французскими силовиками и на материальные и психологические издержки, которые они несут из-за блок-постов. Но также пока безрезультатно.
Вспышки протестов в Новой Каледонии продолжались все последние выходные. В Большом Нумеа на улицах также возводились баррикады, полицию забрасывали камнями. Протестующие заняли кольцевую развязку в Нумеа. В ночь на 23 сентября французские силовики произвели 15 арестов, что увеличило количество арестованных за все время выступлений до 2 930 человек.
Также после ввода на острова дополнительного полицейского контингента из Франции проблемы стали возникать у местных женщин. Так, 30 августа 22-летняя жительница возвращалась домой после наступления комендантского часа, была задержана и изнасилована силовиками. НСФОК подал по этому поводу судебный иск. Также различные женские ассоциации Новой Каледонии заявляют об оскорбительном поведении в отношении коренных женщин со стороны присланных с материка военных.
Все эти жесткие меры и злоупотребления еще более отдаляют «заморскую территорию» от ее французской метрополии.
Предчувствие гражданской войны
После гибели 19 сентября двух молодых людей из Сент-Луи количество погибших с начала нынешних волнений в Новой Каледонии увеличилось до 13 человек. Такой волны насилия Новая Каледония не переживала с 1980-х годов, когда на архипелаге фактически бушевала гражданская война. А могут ли эти трагические события повториться сейчас?
Дело в том, что в разворачивающемся на острове противостоянии, кроме сторонников независимости и полиции, есть еще одна сила – «Коллектив гражданского сопротивления» (CRC). Это фактически отряды самообороны, зародившиеся в самом начале волнений в Паите. Еще их называют «Бдительные соседи». Эти отряды самообороны огородили свои районы баррикадами, несут постоянные дежурства на блок-постах и стараются не пускать на свою территорию как сторонников независимости, так и активизировавшиеся во время беспорядков криминальные и люмпенизированные элементы. Лидер движения Вилли Гатухау, экс-мэр Паиты, отрицает, что эти формирования носят характер ополчения. Однако свидетели утверждают, что видели у отрядов CRC и оружие, и униформу, и маски-балаклавы на лицах. Сам Гатухау в 15-летнем возрасте участвовал в гражданской войне 1980-х между сторонниками независимости и лоялистами (на чьей стороне – не указывается).
И вот что настораживает – из 13 убитых в ходе нынешних волнений четверо погибли от рук «гражданских лиц». То есть – боевиков-лоялистов, предположительно – «самооборонцев» или членов ополчений. На лоялистский характер нынешних отрядов CRC может указывать и их призыв к своим членам вывешивать 24 сентября на балконах и машинах национальные флаги Франции, а в полдень исполнить государственный гимн. И, к сожалению, призрак новой гражданской войны может быть не таким далеким, как кажется…
Главная цель – полный суверенитет
В начале сентября прошел 43-й съезд Социалистического фронта национального освобождения канаков (FLNKS, НФСОК). Съезд избрал президентом фронта лидера «Группы координации полевых действий» (CCAT) Кристана Кейта, находящегося во французской тюрьме в Эльзасе. В съезде также участвовали входящие в состав фронта Канакский союз (UC) и Демократическое объединение Океании (RDO). А вот другие исторические участники фронта, «Палика» (Партия освобождения канаков) и Прогрессивный союз Меланезии, в этом съезде не участвовали. Вероятно, из-за своей более умеренной позиции.
«Палика» в своем специальном заявлении по поводу съезда сообщила, что сожалеет по поводу того, что «способы прекращения кризиса и возобновление диалога» [с властями] не стоят в повестке НФСОК. Схожую позицию занимает и Прогрессивный союз Меланезии, сожалеющий о том, что беспорядки не были «единогласно осуждены» в НФСОК. В ответ на критику умеренных, что сначала нужно добиться урегулирования, в RDO, например, заявили, что сначала власти должны снять блокаду дорог. И умиротворение придет благодаря возвращению свободы передвижения.
Также съезд еще раз подчеркнул цель НФСОК – полный суверенитет Новой Каледонии. Отдельным блоками рассматривались социальные вопросы (так или иначе, но фронт остается социалистической организацией), реконструкция экономики и молодежная политика. По мнению генерального секретаря Демократического объединения Океании (RDO) Лори Хумуни, события в мае были не беспорядками, а «политическим и социальным бунтом». Социальный фактор играет серьезнейшую роль в генерации протестов – стоимость жизни в Новой Каледонии до 70% выше, чем в самой Франции, а зарплаты – ниже на 20%.
«Молодёжь, которая высказалась, издала крик страдания, потому что их всегда оставляли на обочине дороги», - сказала Лори Хумуни.
Характерно, что НФСОК был создан как раз в День траура канаков, 40 лет назад – 24 сентября 1984 года.
Независимость – как единственная альтернатива
На противоположной стороне также отмечаются процессы усиления крайних тенденций. При этом левые партии Франции, так или иначе, но более склонны поддерживать процессы деколонизации на заморских территориях. Так, представители «Непокорённой Франции» неоднократно заявляли, что разделяют чаяния канакского населения, подавляющее большинство которого выступает за независимость. Но Макрон, вопреки итогам последних выборов, где победил левый «Новый Народный фронт», сформировал правительство из либералов-макронистов и правых консерваторов. Министром заморских территорий стал Франсуа-Ноэль Бюффе, известный своей радикальной позицией в вопросах миграции. Бюффе также голосовал в Сенате Франции за спорный закон о выборах в Новой Каледонии, что и вызвало нынешние волнения. А ведь многое в разрешении кризиса на архипелаге будет зависеть от того, вступит ли закон, разрешающий недавним мигрантам голосовать, в силу или нет. И не позднее 15 декабря в Новой Каледонии должны состояться выборы, которые уже отменяли в мае из-за беспорядков. Правда, умеренные канакские политики уповают на диалог с новым министром заморских территорий.
Близким по ряду вопросов к крайне правым многие считают и нового министра внутренних дел от партии «Республиканцы» Брюно Ритейло из Вандеи. В сентябре 2023 года во время интервью он говорил о «прекрасных часах» французской колонизации. В то же время сторонники независимости возлагают большие надежды на поддержку стран глобального Юга, определенный процесс консолидации которых наметился в последнее время. Лидер Каледонского союза Даниэл Гоа заявил, что уже «около пятидесяти стран готовы признать и поддержать нас на международном уровне». По его словам, ведутся консультации с группой БРИКС и Движением неприсоединившихся стран.
В ночь с 23 на 24 сентября протестная активность в Новой Каледонии продолжалась. В Нумеа бригаду жандармерии «Пума» забросали камнями. В Большом Нумеа все собрания были запрещены, но все равно состоялось несколько митингов, посвященных Дню траура канакского народа. Один из митингов состоялся в Мон-Доре в знак солидарности с племенем Сент-Луи. В Лифу на митинг по случаю 40-летия НСФОК и 171 года колонизации пришло 300 человек. В Тио «Группы координации полевых действий» провели демонстрацию в память активиста, которого застрелили жандармы 15 августа. К счастью, нынешний «День гражданства» проходит в Новой Каледонии без особых эксцессов и жертв.
А Национальный совет великих вождей «Инаат-не-Канаки» тоже выполнил свое обещание. В округе Ла-Рош на острове Маре на собрании канакского народа был провозглашен суверенитет вождеств над их традиционными территориями. И эта акция носит не только символический характер. В соответствующей декларации предлагается: «Разрешить установление автономии в управлении делами канакской идентичности, при поддержке коренного канакского народа в его развитии и эмансипации на период одного поколения». На собрании присутствовали представители других регионов Океании — народа Фиджи, Вануату и народа маори. И вполне очевидно, что, несмотря на все усилия французского государства и его силовых структур, стремление канакского народа к независимости остановить не удастся…