Наш человек в Тихом океане Французы в поиске шпионов
«Операция Азербайджана по дестабилизации» во время визита Себастьяна Лекорню в Новую Каледонию» – заголовками такого рода пестрела в эти дни французская пресса. Если совсем коротко, то наших журналистов обвиняют в шпионской деятельности.
Напомним, что 3 декабря 2023 года двое журналистов АЗЕРТАДЖ были командированы в Новую Каледонию для выполнения редакционного задания – осветить акции протеста автохтонного канакского населения против колониальной политики Франции. Один из них под предлогом «проблем с документами» не был допущен в страну и после содержания в течение суток под надзором полиции был выдворен с островов.
И вот теперь, очевидно, в отчаянной попытке оправдать подобное некорректное отношение против нашей страны французы устроили шпионский скандал. Благо, по совпадению или нет, в Нумеа в тот же период находился французский военный министр Лекорню. Отвечая французским коллегам в столь лихо заданном ими драматичном ключе, мы, в свою очередь, выдвинем предположение, что Лекорню также находился в колониальных владениях с целью шпионажа. Ну, а если без шуток, то разозлились французы, конечно, знатно. Ведь кроме всего прочего, на недавних антиколониальных акциях канакцев был поднят азербайджанский флаг. Похоже, Баку удалось выбить мяч далеко на половину поля противника. Настолько далеко, что их тренер еще чуть-чуть, и выбежит на поле, выкрикивая нехорошие слова.
Любопытно, что целый год французские государственные органы и СМИ вяло реагировали на продолжающиеся дискуссии о французском колониализме в рамках различных международных саммитов в Баку. Они пытались делать вид, как будто ничего не происходит, мол, для нас это как слону укол соломинкой. Однако последние события показывают, что все это время во французах копились раздражение и гнев, которые рано или поздно должны были достигнуть точки кипения. И эта точка достигнута сейчас.
Впервые французская пресса пишет об Азербайджане не в связи с Карабахом и армяно-азербайджанским урегулированием, а сугубо со своей французской повесткой. Нам удалось с одной стороны, отвлечь их, а с другой показать, что можем создать им дискомфорт по ряду международных вопросов. Причем, в отличие от французов, которые продвигают искусственные проблемы, мы освещаем самые настоящие и животрепещущие – французский колониализм и борьбу угнетенных народов за самоопределение. Кстати, именно сейчас французские СМИ стали задним числом напоминать об организованной в июле этого года на полях министерского саммита Движения неприсоединения в Баку круглого стола с каледонскими, мартиниканскими и полинезийскими сторонниками независимости, осуждавшими неоколониальную политику Франции.
Итак, давайте проговорим это еще раз: азербайджанские журналисты были объявлены шпионами. Шаг, насколько беспомощный, настолько и объяснимый. Ну не могли же французы задержать журналистов только потому, что они азербайджанские журналисты. Принцип свободы слова распространяется на всех, а в противном случае наследников идей свободы, равенства и братства обвинят в расизме и проявлении неприязни на почве этнической принадлежности. Вот и приходится им измышлять искусственные поводы для недружественных шагов в адрес стран, к которым они испытывают неприязнь.
С нами солидарен Совет прессы Азербайджана, опубликовавший заявление, в котором, в частности, говорится: «Видимо, тот факт, что неприемлемые действия в Новой Каледонии широко освещались в мировых СМИ, побудил французские правящие круги броситься на поиски «аргумента». Только так можно оценить кампанию черного пиара, развязанную в отношении сотрудников АЗЕРТАДЖ, и их клеймение в качестве «шпионов»».
И все-таки, надо отдать должное французам - в придумывании повода для санкций в отношении наших журналистов они проявили присущие им артистизм и чувство стиля. Более того, мы просто обязаны поблагодарить французскую сторону за столь сильные эмоции. Ведь этим обвинением Париж фактически ставит нашу скромную страну чуть ли ни в ранг сверхдержавы. Или все-таки мы смогли так сильно изменить отношение к себе, что нас стали-таки считать настолько мощной страной, способной доставить Пятой Республике большие неприятности? Вполне возможно. Как сказал поэт: «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии», особенно если это лицо - твое собственное. Вероятно, единственный способ взглянуть на себя с расстояния, это посмотреть на себя чужими глазами. А в этом, соответственно, помогут те действия, которые предпринимаются по отношению к нам. Если судить по последним действиям французов, то Азербайджан это хоть и небольшая по территории, однако важная с точки зрения политического ресурса страна. С чем мы, конечно, можем друг друга поздравить.
Руководствуясь принципом взаимности, мы, в свою очередь, также признаем Францию великой державой, хотя и сильно износившей свое величие, как в результате объективного исторического процесса, так и в силу некомпетентности ее действующего руководства.
В целом же, столь неприкрытая антиазербайджанская позиция нынешнего французского руководства идет вразрез как минимум с традициями французской дипломатии. При всем том, что хорошо известна глубокая эмоциональная связь между Францией и армянами, ни один французский лидер, политик или дипломат до Макрона не позволял себе столь бесстыдных, а главное, безосновательных выпадов в адрес нашей страны.
Ко всему сказанному необходимо еще добавить, что Азербайджан поддерживает угнетенные народы не в пику Франции. Наша страна, будучи важным компонентом Глобального Юга, активным членом Движения неприсоединения по определению движима миссией борьбы с неоколониализмом.
А что касается Франции, то у каждой великой державы имеются великие грехи. Как правило, эти грехи не уникальны – колониализм, угнетение, массовое уничтожение коренных народов. Чем раньше Париж извинится за свое колониальное прошлое, и изменит политику по отношению к населению заморских территорий, тем больше у него шансов снова стать культурной столицей мира.