Пантомимный «Иблис», или Риск – благородное дело Несколько слов о премьере спектакля в Центре Гейдара Алиева
В Центре Гейдара Алиева 23 сентября состоялось открытие III Фестиваля поэзии, искусства и духовности – Насими, организованного Фондом Гейдара Алиева и Министерством культуры в партнерстве с ИСЕСКО. Мероприятие начало свою работу международным форумом на тему «В поисках вечной истины», в котором приняли участие ученые из Азербайджана, Германии, Ирана, Ирака, Канады, Казахстана, Омана, Узбекистана, Пакистана, Северного Кипра, Таджикистана и Турции.
Напомним, что фестиваль Насими проводится с 2018 года, и с этого года его партнером выступает Исламская организация по вопросам образования, науки и культуры — ИСЕСКО.
А теперь о том, как в рамках фестиваля состоялась премьера необычного спектакля Театра пантомимы. Необычного, потому как культовое азербайджанское произведение – «Иблис» Гусейна Джавида – еще никто и никогда так не ставил.
То, что руководитель Театра пантомимы Бахтияр Ханызаде отважился так преобразить пьесу, которую впервые поставил 105 лет назад легендарный Аббас Мирза Шарифзаде, было, безусловно, смело. Тем более что «Иблис» – первое произведение Джавида, поставленное на сцене. И когда его впервые ставит человек, более 30 лет возглавляющий один и тот же театр – это смело двойне.
Ведь когда ты три десятка лет восседаешь на одном и том же месте тебе обычно уже никому ничего не хочется доказывать. Яркий тому пример из ныне живущих – Александр Шаровский, который ровно половину из трех десятков лет в Русской драме просто топчется на месте.
Но Ханызаде рискнул. Рискнул в присутствии многочисленных кино- и театральных режиссеров, актрис и актеров, журналистов и театральных критиков, министра культуры и помощника президента. В конце концов, рискнул, объединив симфоническое искусство и искусство пантомимы, своих актеров с чужим симфоническим оркестром – оркестром Филармонии под управлением дирижера Мустафы Мехмандарова, у которого в этот вечер выявились и прекрасные артистические способности. Кстати, артистизм исполнителя главой роли (Ариф) – Нурлана Рустамова – вообще зашкаливал! Человек сумел без единого слова, без прозы и без стихов передать режиссерское виденье Арифа, став связующим звеном между Ханызаде и зрителями.
Не зря министр культуры Адиль Керимли в своем выступлении на открытии фестиваля отметил, что «богатое культурное наследие и литературные традиции Азербайджана на протяжении веков служили духовному развитию нашего народа, и сохранение этого наследия является одним из ключевых приоритетов государственной политики. И проведение фестиваля имеет большое значение как для популяризации азербайджанской культуры в нашей стране и на международном уровне, так и для внесения вклада в глобальное сотрудничество».
Этот спектакль – яркий пример и наших литературных традиций (воистину Гусейн Джавид вечен), и популяризации нашей культуры на международном уровне. У режиссера великолепно получилось без единого слова, одними жестами и музыкой передать весь драматизм пьесы и глубину переживаний главного героя.
Да, начало спектакля выдалось чересчур тягучим, да музыкальное сопровождение зачастую резало слух, да, все-таки смотреть «Иблис» без слов значительно труднее, чем с незабываемыми джавидовскими строками. Но то, что первый блин не вышел комом – это точно!
Вюгар Вюгарлы, специально для Caliber.Az