Пашиняну нужно винить лишь себя за то, что не подписан мир с Азербайджаном Статья в Geopolitical Monitor
Канадское издание Geopolitical Monitor опубликовало статью Тараса Кузио, посвящённую армяно-азербайджанским отношениям.
Предлагаем вниманию читателей Caliber.Az перевод данного материала.
От редакции: Тарас Кузио - профессор политологии Национального университета «Киево-Могилянская академия» и младший научный сотрудник Общества Генри Джексона.
«Установка пограничного пункта на Лачинской дороге не должна была стать неожиданностью. Азербайджан проявлял поразительное терпение в течение почти трех лет, ожидая, что Армения наконец подпишет послевоенный мирный договор.
Лачинская дорога была фактически закрыта для военных грузов с тех пор, как в декабре 2022 года протестующие экологи разбили там лагерь. Участники экопротеста при этом позволяли автомобилям российских миротворческих сил и МККК проезжать по Лачинской дороге.
Между тем, Армения отказалась выполнять пункты 4 и 9 Трёхстороннего заявления о прекращении огня от ноября 2020 года. Пункт 4 гласит: «Миротворческий контингент Российской Федерации размещается параллельно с выводом армянских вооруженных сил». Тем не менее, Ереван все еще держит 10-тысячный контингент своих войск (при наличии всего 25 000 жителей в Карабахе), маскирующийся под «карабахские силы самообороны». В последние два с половиной года Армения осуществляла ротацию и пополнение запасов армянских сил через Лачинскую дорогу при содействии РМК, используя грузовики, официально якобы перевозящие гуманитарную помощь.
Российская «Новая газета» сообщила, что грузовикам, перевозящим гуманитарную помощь в Карабах, разрешили проехать через Лачинскую дорогу после того, как они заплатили российским миротворцам несколько тысяч долларов в качестве взятки. По сообщениям, армянские военные едут в этих грузовиках, замаскировавшись под гражданских лиц и строительных рабочих.
В июле 2022 года премьер-министр Армении Никол Пашинян согласился вывести все оставшиеся военные подразделения из Карабаха к сентябрю того же года, что само по себе является признанием того, что они продолжали незаконно находиться в регионе. К сожалению, Пашиняну свойственно противоречить самому себе иногда даже в одном предложении. Он до сих пор не выполнил обещание о выводе армянских войск из Карабаха.
Что еще хуже, Армения перевезла и установила в Карабахском регионе тысячи мин, которые были изготовлены в 2021 году, то есть после подписания Трёхстороннего заявления о прекращении огня. Армения не отрицает того, что мины были изготовлены в 2021 году, но утверждает, что они были вывезены с ее территории.
Пункт 9 гласит: «Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджана и Нахчыванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях». Армения отказалась называть его коридором (несмотря на использование этого термина в отношении Лачина) и не выполнила пункт 9, предусматривающий беспрепятственное движение по Зангезурскому коридору. Границы Армении контролируются ФСБ (Федеральной службой безопасности) России, и Пашинян может не захотеть предоставлять им контроль над Зангезурским коридором.
Пашинян затягивает мирные переговоры, подавая противоречивые сигналы. Временами он склонялся к соглашению при посредничестве ЕС, а иногда поддерживал предложение России снять Карабахский вопрос с повестки дня на неопределенный срок. Азербайджанская же сторона выступала против отсрочки решения данного вопроса.
Кремль стремится затянуть процесс подписания соглашения по Карабаху, что означало бы, что российские миротворцы останутся в регионе ещё на какой-то срок. За последние три десятилетия Россия не пыталась разрешить замороженные конфликты в Приднестровском регионе Молдовы, Южной Осетии и Абхазии в Грузии и азербайджанском Карабахе. Она всегда рассматривала миротворческий контингент как военную базу, проецирующую российское влияние в Евразии.
Пашиняну остаётся винить только себя за то, что он потратил три года впустую и не подписал мирный договор с Азербайджаном. Он пришел к власти в результате бархатной революции 2018 года как первый лидер, родившийся в Армении. Его главные соперники из «карабахского клана» - Роберт Кочарян и Серж Саргсян - были дискредитированы десятилетиями авторитаризма, подтасованными выборами и коррупцией.
Но вместо того, чтобы занять мягкую позицию по отношению к Азербайджану, Пашинян взял на вооружение националистическую риторику и назвал Карабах армянской землей, отвергнув все предложения о мире. По иронии судьбы, хотя премьер-министр пришел к власти в результате революции и не был членом «карабахского клана», националистические высказывания Пашиняна привели ко Второй Карабахской войне в сентябре 2020 года, в которой Армения потерпела сокрушительное поражение.
После войны Пашинян не смог усмирить министерства иностранных дел и обороны, которые всё ещё продолжают проводить политику ирредентизма по отношению к Азербайджану. Армянские силовики отказываются признать поражение в войне 2020 года; утверждают, что заявление о прекращении огня было им навязано; не признают, что конфликт разрешен; отказываются признавать суверенитет Азербайджана над Карабахским регионом и продолжают продвигать концепцию «самоопределения» Карабаха.
В международном праве концепция «самоопределения» применяется к государствам, а не к территориям внутри государств. Четыре резолюции ООН в апреле (822), июле (853), октябре (874) и ноябре (884) 1993 года поддержали территориальную целостность Азербайджана, включая Карабах.
Время Пашиняна истекает.
В ноябре 2025 года Азербайджан вряд ли продлит срок нахождения российских миротворцев в Карабахе, поскольку они не выполнили пункты Трёхстороннего заявления о прекращении огня и помогали Армении поддерживать незаконное военное присутствие в Карабахе.
Таким образом, у Пашиняна есть чуть больше двух лет, чтобы заключить мирный договор с Азербайджаном. Если он этого не сделает, ему останется винить только себя, когда Азербайджан, как и в случае с новым пограничным пунктом, установленным им в этом месяце на Лачинской дороге, утвердит свой суверенитет над армянонаселенной частью Карабаха», - написал Тарас Кузио.
Перевод: Фарах Мамедли