Покушение на Трампа: случайность или закономерность? Размышления Теймура Атаева
Стоит ли удивляться происшествию с Дональдом Трампом? Напомним, что на него сегодня было совершено покушение: речь о попытке убийства кандидата в президенты США, которая произошла во время его выступления на субботнем предвыборном митинге в Пенсильвании.
Однако, прежде чем более подробно перейти к непосредственному обсуждению покушения, отметим, что у многих, знакомых с историей политических убийств в США, сразу возникла ассоциация с убийством президента Кеннеди в 1963 году. Возможно, за этим всплыла и другая ассоциация: почти все, кто участвовал в расследовании того убийства, впоследствии сами оказались убиты. В контексте пенсильванского преступления уже погиб человек, который мог раскрыть хотя бы первичную информацию. Как сообщается, киллер был ликвидирован в результате ответного огня.
В целом, стоит отметить, что огнестрельное оружие в США находит применение как в политических покушениях, что продемонстрировал случай с Трампом, так и в бытовых ситуациях. Эксперты различных мастей подчеркивают, что в последние годы использование оружия в Соединенных Штатах стало настолько обыденным, что это никого не удивляет, включая случаи стрельбы в школах. Согласно данным The Washington Post, только за 2023 год в стране было зафиксировано по меньшей мере 38 случаев массовой стрельбы с жертвами, что является самым высоким показателем с 2006 года. Обратите внимание, что речь идет о случаях убийства четырех и более человек, тогда как смерти от применения оружия от одного до трех человек не учитываются.
Но вернемся к Трампу. Многие не удивились покушению, учитывая и совершенно другие аспекты. Общественно-политическая палитра в США стала в значительной степени «невменяемой», и это произошло во многом благодаря действиям основных лиц, задействованных в предвыборной кампании. Взаимные обвинения, оскорбления и унижения стали восприниматься населением как естественная часть жизни в стране. Нормы морали и нравственности, а также минимальные правила игры оказались отброшенными на обочину американской политической жизни.
Разумеется, сразу же начали появляться различные версии произошедшего. Некоторые считают попытку убийства своего рода местью Дональду Трампу, другие видят в этом лишь «небольшой сигнал» в его адрес, поскольку кандидат в президенты отделался незначительными ранениями. Но самое прискорбное, что, повторимся, этот случай не вызвал того шока, который он должен был бы вызвать.
Интересно, что некоторые информационные агентства вспомнили майское высказывание Трампа о планах Байдена «избавиться от главного соперника на грядущих выборах» (кто-то пишет «устранить»). Однако, некоторые аналитики не согласны с такой параллелью, поскольку данную фразу Трамп использовал в качестве комментария к решению жюри присяжных, признавшего его виновным в фальсификации документации в рамках одного из уголовных дел против него. В те дни Трамп заявил, что «за сфальсифицированным процессом, который вел коррумпированный судья, стоит президент Байден, который готов избавиться от конкурента». По мнению части аналитиков, Трамп подразумевал политическую парадигму, а не контекст его физического устранения.
Однако сторонники версии о давно запланированных планах лишения жизни Трампа приводят еще один эпизод из того же мая. Тогда экс-президент в качестве доказательства этих намерений ссылался на протокол обыска, проведенного в его резиденции, в результате которого были изъяты секретные документы, сохраненные Трампом для личного пользования после окончания его президентского срока. Трамп указывал на пункт в протоколе, допускающий применение силы, которая могла бы привести к лишению человека жизни при наличии «неотвратимой угрозы смерти или серьезного физического ущерба лицам, осуществлявшим обыск, либо другим людям». Трамп утверждал, что если кто-либо из находящихся в его резиденции начал бы угрожать обыскивающим оружием, те имели бы право открыть огонь. Поэтому Трамп тогда обвинял Байдена в создании ситуации, когда политический конкурент президента мог столкнуться с «официальной» стрельбой в свой адрес.
Правда, с данной трактовкой ситуации Трампа ряд экспертов не согласились, считая, что он намеренно пытался отвлечь внимание американцев от проблемного для него уголовного дела о хранении секретных документов.
Как бы то ни было, произошедшее в субботу преступление для многих стало подтверждением того, что политическое противостояние в США вполне может принять криминальный характер. Именно сложившаяся на политическом олимпе США общественно-политическая ситуация стала показательной в этом плане: когда использование в предвыборной борьбе преступных методов становится естественным ходом истории.
Поэтому наблюдатели, ознакомившиеся с высказываниями Трампа по горячим следам после попытки его убийства в субботу, отметили его использование слова «невероятно» в контексте «что такой акт мог произойти в нашей стране» как неверную оценку. Они подчеркивают, что, наоборот, для нынешних США такая ситуация вполне обыденна.
И это говорится о США...
Теймур Атаев, специально для Caliber.Az