Чем Ганди не угодил «культурным» армянам? - ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ
Не утихает ажиотаж вокруг осквернения и поджога в столице Армении памятника лидеру индийского национально-освободительного движения, великому мыслителю и гуманисту Махатме Ганди. Этот акт вандализма произошел вскоре после установления памятника, расходы по воздвижению которого были полностью оплачены индийской стороной. Представители «древнего и культурного» народа отомстили отцу-основателю современной Индии осквернением и поджогом его памятника за то, что Ганди, оказывается, был «армяноненавистником», «человеком, который является противоречивым с точки зрения армянской истории». В качестве главной вины ему вменяется то, что он не признавал так называемый «геноцид армян». Более того, армянам не по душе, что позиция Ганди по сей день влияет на отношение к данному вопросу со стороны Индии, отказывающейся признать вымысел о «геноциде».
Осквернение памятника практически вызвало дипломатический скандал. Во всяком случае, посол Индии в Армении Кишан Дан Девал в резкой форме отклонил приглашение на встречу с активистами охватившей Армению истерии против памяти о Ганди. Им ответили из посольства простыми, очень доходчивыми словами: «Благодаря вашей пропаганде ненависти статуя Махатмы Ганди была осквернена… Посол не хочет с вами встречаться».
Между тем, очередной акт вандализма в армянском исполнении дает повод обратиться к действительно имевшей место справедливой позиции Махатмы Ганди – одного из крупнейших деятелей новейшей истории – по так называемому «армянскому вопросу». На ней мы и остановимся несколько поподробнее.
Сразу подтвердим тот факт, что Ганди действительно испытывал особое уважение к Турции и ее народу и не признавал пресловутый «геноцид армян в Османской империи». Считая, что именно Турция является одной из наиболее пострадавших в Первой мировой войне стран, он осуждал несправедливое отношение к ней великих держав Запада. Причем свою позицию Ганди подтверждал и серьезными практическими шагами.
Так, Ганди поддержал созданный в Индии в 1919 году «Всеиндийский комитет в поддержку халифата» – крупное движение мусульман страны, объединившихся в защиту уничтожаемой Западом, прежде всего Великобританией, Османской империи как духовного и политического центра исламского мира. Возглавляемый Ганди Индийский национальный конгресс принял решение объединиться с мусульманами в борьбе против британских колонизаторов. Эти объединенные усилия проявились и в общей позиции Конгресса и «халифатистов» относительно заключенного 10 августа 1920 года Севрского договора, по которому Османская империя подлежала разделению на сферы влияния между ведущими державами Лиги Наций. Ганди резко осудил этот несправедливый, кабальный для турецкого народа договор и потребовал его отмены.
В позиции лидера индийского национально-освободительного движения, разумеется, не мог быть обойден вниманием и «армянский вопрос». Поскольку именно армяне предстали в руках империалистических держав-победительниц в Первой мировой войне одним из орудий наказания проигравшего Османского государства. В то время, как турки воспринимались Ганди в качестве союзников индийцев в борьбе с британским владычеством, предавшие Османское государство армяне, наоборот, расценивались им как пособники империалистов.
Свои наблюдения за деятельностью армянских лидеров и политических организаций Ганди выразил в следующем суждении: «Представление об армянской расе как о благородной, превосходной, прогрессивной и вежливой... является абсолютным неведением в вопросе». Объяснение же антитурецкой позиции Запада великий индиец находил в том, что «описание турков и Османской империи пропитано европейской пропагандой и фанатизмом европейских христиан, ненавидящих мусульман».
Будучи истинным демократом, Ганди не отказывал армянам в праве на самоопределение, но считал, что лучше всего оно будет обеспечено в рамках Османского государства. Надежды Ганди на его восстановление в прежних границах рухнули в 1923 году, когда была создана Турецкая Республика. Но его отношение к туркам не только не изменилось, но и получило свое развитие в новых исторических условиях.
Индийские патриоты во главе с Ганди оказали посильную поддержку национально-освободительному движению турецкого народа во главе с Мустафой Кемалем. Еще в 1922 году Ганди инициировал сбор пожертвований в поддержку турецкой армии. Накопленная сумма была передана лично Мустафе Кемалю, будущему Ататюрку.
Отношения двух союзников по антиимпериалистической борьбе – Турции и Индии – долгое время развивались в позитивном ключе. Турция стала одной из первых стран, сразу признавших Индию после объявления ею независимости в августе 1947 года. С тех пор отношения между ними претерпевали различные периоды – как сближения, так и отдаления. Но, невзирая на подобную переменчивость, Турция неизменно высоко чтит память о Махатме Ганди, который был искренним другом турецкого народа.
В турецких городах в честь Ганди названы улицы, воздвигнуты памятники. В 2019 году в Анкаре состоялась выставка, посвященная 150-летию со дня рождения великого индийца. Этой же дате был приурочен выпуск специальной почтовой марки с изображением Ганди.
Впрочем, имя Ганди дорого всему человечеству. Даже в столице Великобритании Лондоне, несмотря на то, что Ганди всю жизнь боролся с английским колониализмом, в 2015 году на площади перед зданием парламента был торжественно открыт памятник Великому старцу. Выступивший на открытии памятника внук Ганди сказал: «Как много стран чтят жизнь и труды человека, который яростно боролся с этой страной три десятилетия? Немногие государства поступают подобно Британии. Она отдает должное Ганди, потому что он боролся во имя цели, которую Великобритания и весь мир сейчас считают справедливой».
Однако, похоже, в этом мире все же есть одна страна, которая имеет отличный взгляд и на личность Ганди, и на его борьбу во имя торжества справедливости. Это – Армения, к впечатляющему вандалистскому опыту которой, столь наглядно продемонстрированному в течение почти 30 лет оккупации территорий Азербайджана, добавилось еще одно достижение. А именно – глумление над памятником Великого старца Индии, виновного, с точки зрения «культурнейшей нации», лишь в том, что он с симпатией относился к туркам и не поддерживал ложь о «геноциде армян».
Натиг Назимоглу