Предварительные расчеты Прогнозы и размышления Эмина Галалы
Начну с анекдота. Все-таки конец недели, плюс конец года близко. Останавливает гаишник крутую тачку. Проверяет документы. Просит открыть багажник. И, увидев содержимое, хватается за кобуру. В багажнике лежит автомат Калашникова. «Это что?» - в ужасе спрашивает гаишник. Водитель невозмутим: «Калькулятор!» - «Как это?!» - «А вот так!» - «Это не калькулятор! Вот калькулятор» - гаишник трясущимися руками показывает калькулятор у себя в планшете. «Ну, в целом вы правы» - мягко улыбается водитель – «просто ваш калькулятор для предварительных расчетов, а мой – для окончательных».
Осади назад! Ты что написал, уважаемый? Где конец года? Рехнулся, что ли? Апрель только кончился. Сейчас вроде май. Маааксимум – самый крайняк – июнь. Какой конец года? Декабрь? Шутите? Хм. Как же так получилось, мы и не заметили. Все пролетело быстро в этом году. И в предыдущем. И до него. И вообще, все быстро летит, вспоминаешь что-то, происшедшее на позапрошлой неделе, а выясняется, что прошло лет 7-8. Или 17-18. С одной стороны, вроде как сам пару лет назад школу окончил, а graduation (слово то какое!) твоего ребенка состоялся в позапрошлом году. Глядишь – скоро внуки в первый класс пойдут. Как? Уже пошли?
Ну коль скоро мы в декабре, то сделаем предварительные расчеты. И проверим точность прогнозов – пытался я кое-что предположить в конце прошлого года на предмет 2022. Даже статейку написал. Получилось вроде. Так и тянет зацепиться за несколько точно угаданных моментов и объявить себя наследником Нострадамуса. Или потомком Ванги. Но не стану. Хотя для справедливости отмечу, что тотальный рост цен и дефицит определенных видов продукции (например, новых автомобилей или произведенной за рубежом мебели, которые приходится ждать в разы дольше, чем раньше) был вашим покорным слугой предсказан точно. Как и дальнейшая конфронтация России и Запада по Украине. Как и осложнение ситуации вокруг Тайваня, как и глобальный энергокризис.
Но на лавры провидца не претендую. Осложнения вокруг Украины предвидел, но вторжение России и полномасштабную войну, да еще со столь тяжкими для России последствиями - нет. О последствиях для Украины умолчу, потому что тут выражением «тяжкие последствия» не ограничишься. Попахивает тотальным разрушением. Тайвань я упоминал, но представить визит туда Пелоси няняси на фоне возмущения Китая не смог. Бабушка Нэнси вообще любит поездки. То на Тайвань, то в «Ирэвань». Но специфика ее визитов в том, что о них быстро забывают. А насчет энергокризиса, то отмечая такую вероятность, я не смог предугадать, что его масштаб будет означать вступление в бой генерала Мороза, вечного союзника армии России.
Не слишком детальным был и анализ по национальным вопросам. Для того, чтобы предугадать продолжение Ильхамом Алиевым последовательного давления на Армению для скорейшей стабилизации региона, ясновидящим быть не нужно. Мы это наблюдаем по всем направлениям, и при всей изворотливости наших соседей, мы тесним их на всех фронтах. И реальных, и образных. В этом процессе используются как традиционные, так и экспромтные элементы внешней политики. Я бы назвал ее calculated defiance. Просчитанная (или выверенная, если кому больше нравится) решимость. Умение не «хавать» (простите за городской жаргон) даже перед самыми крутыми «пацанами». Но «не хавать» не на уровне уличной бравады, которая хороша до первой зуботычины. Это уверенный расчет на армию, народ, друзей и партнеров, внешнюю политику.
Восстановление и реконструкция освобожденных территорий тоже подходят под writing on the wall, то есть нечто само собой разумеющееся. Эта работа есть и должна оставаться источником национальной гордости. Мы все в долгу и перед людьми, которые должны вернуться на свою землю, и перед самой землей, оставленной нами на тридцать лет в плену варваров, ненавидящих саму жизнь и превративших Карабах и прилегающие к нему районы в пепелище. Помните вопрос Пушкина «О поле, поле кто тебя усеял мертвыми костями?». Я знаю ответ. Армяне. Кстати, о мертвых костях – поговорим о массовых захоронениях азербайджанцев?
Необходимость системных реформ внутри страны тоже предельно очевидна. Исходя из наших целей как в регионе, так и вне его Азербайджан и на своем поле должен играть так же блестяще, как на выезде – я о внутренней и внешней политике. И процесс синхронизации идет, причем его трудно отрицать даже самым предвзятым критикам. Ну, разве что за исключением критиканов. Хотя с них особо не спросишь.
Ладно, с прогнозом на 2022 все понятно. Оценку ставить не мне, в любом случае. А что насчет 2023?
Спасибо за интересный вопрос (каждый раз, когда ответ начинается с этого, знайте – отвечающий не знает, что сказать, и пытается выиграть доли секунды, лихорадочно обдумывая варианты). Так вот, я думаю, что процесс поляризации по принципу «Россия – остальной мир» продолжится и углубится. «Загадочная русская душа» не даст россиянам понять ошибки и начать диалог. Мы будем наблюдать слом и снос остатков миропорядка (не старого – любого), при которых самые изысканные дипломатические встречи будут все больше и больше напоминать базарные склоки. Ладно еще, если без рукоприкладства. Россия не оставит Украину в покое, это для Кремля не просто вопрос чести, тут речь о политическом и экономическом выживании. Для такой пьянки режут все огурцы. Например, молдавские. Или центральноазиатские…
Мир упорно не замечает слона в комнате. Это Афганистан. Но что, если слон начнет крушить посуду? Вернее, он ее уже ломает, но вот мебель и электронику пока обходит. Надолго ли? Еще одна игра по высоким ставкам разворачивается у нас под боком. Иран. И «покерное лицо» выдерживать не получается ни у кого. Ставки повышаются, что признают и игроки. Чего стоит хотя бы слова Али Хаменеи о том, что протесты закончатся не скоро. Что еще? Африка. Ее Рог (African Horn) уже зловеще поблескивает, обещая новые потрясения и без того не шикующему региону.
А что же Азербайджан? Думаю, я частично высказал свои предположения, делясь впечатлениями о 2022. Наша страна, при всех сложностях в первую очередь социально-экономического характера, по-прежнему является островком стабильности в океане безумия, охватившего большую часть мира. Именно на ней строится наша жесткая, порой даже осознанно дерзкая внешняя политика. Мир не любит и не прощает слабых. Особенно тех, кто пытаются всех уверить в своем величии и силе. В своей непобедимости. Я об армянах, и не только о них.
Каждому из нас нужно больше веры в свои силы, больше задора и решимости добиваться своих целей, построенных на и для лучшего будущего наших потомков. И тогда нас никто не остановит – ни армянские дашнаки, ни коррумпированные чиновники, ни не желающие расставаться с «крючками» для управления регионом соседи.
Вот-такие вот расчеты. Предварительные. А для окончательных у нас в багажнике всегда есть Калашников. И кое-что посерьезнее – тоже. Как говорит президент Алиев, «Железный кулак» наготове.