Прощай, ЮНЕСКО… Мехрибан Алиева сказала «нет» двойным стандартам организации/ВИДЕО
Как уже сообщалось сегодня, Первый вице-президент Азербайджанской Республики Мехрибан Алиева прекратила свою деятельность в качестве посла доброй воли ЮНЕСКО, о чем проинформировала в письме генеральному директору ЮНЕСКО, бывшему министру культуры Франции Одри Азуле.
Согласно информации, Мехрибан Алиева объяснила свой отказ от этой должности тем, что после освобождения азербайджанских территорий от армянской оккупации в результате Отечественной войны она была привлечена к широкомасштабным восстановительным работам в регионе, и в данном случае оказывать должное внимание к должности посла доброй воли в рамках ЮНЕСКО нет возможности. Тем самым, Первый вице-президент отдала дань дипломатическому этикету, при этом намекнув на «карабахский мотив» при принятии своего решения – пусть и в несколько другом контексте.
Как видно из процессов, происходивших вокруг ЮНЕСКО в последние годы, это решение фактически является дипломатическим протестом против двойственного подхода, который ЮНЕСКО, особенно в последние годы, проявляет в отношении Азербайджана. Проблемы и нездоровые тенденции по отношению к Азербайджану копились, но не решались, несмотря на активное участие Азербайджана и лично Мехрибан Алиевой в деятельности организации. За 18 лет деятельности Алиевой в качестве посла доброй воли стало очевидно, что, несмотря на развитие по восходящей линии связей между Азербайджаном и ЮНЕСКО, усилий по пропаганде ценностей ЮНЕСКО, поддержку в сохранении культурного наследия в ряде стран, эта структура не отреагировала на призывы Азербайджана расследовать факты уничтожения и осквернения историко-культурного наследия Азербайджана в результате агрессии Армении против Азербайджана. Несмотря на регулярное информирование ЮНЕСКО о преступлениях Армении в Карабахе, к сожалению, в последние 30 лет ЮНЕСКО так и не направила миссии на оккупированные территории с целью оценки ущерба культурному наследию Азербайджана.
Напротив, как только Азербайджан одержал победу в Отечественной войне, ЮНЕСКО начала усердно работать над отправкой миссии, основываясь на утверждениях Армении о якобы разрушении Азербайджаном некоторых «памятников армянской культуры». И на этот раз, несмотря на то, что Азербайджан, демонстрируя добрую волю, дал согласие на миссию, она не была реализована по причине «неясности относительно принадлежности территории, на которую организовывался визит». Конечно же, с международно-правовой точки зрения подобное «оправдание» - это очевидная несуразица. Реальная же причина, как мы понимаем, кроется в другом – руководство ЮНЕСКО никогда не хотело и не планировало включать в отчеты информацию о 65 разрушенных за годы армянской оккупации мечетях в Карабахе и Восточном Зангезуре, как и включать данные о тысячах уничтоженных армянскими оккупантами азербайджанских культурных памятников. Видимо, это не соответствует культурной парадигме, в которой живет мадам Одри Азулай, и согласно которой азербайджанцы-мусульмане являются «варварами», а армяне-христиане – их «жертвами». Когда стало ясно, что в отчете ЮНЕСКО, в случае отправке оценочной миссии на деоккупированные территории Азербайджана, будет зафиксирована диаметрально противоположная картина, интерес к теме быстро улетучился.
В дипломатических кругах уверены, что одной из причин проявления односторонней политики против Азербайджана является личная позиция нынешнего генерального директора ЮНЕСКО французского происхождения. Следует иметь в виду, что еще в 2005 году, при генеральном директоре Коичиро Маацуре, ЮНЕСКО отреагировала на призывы Азербайджана, отметив, однако, в отчете организации в качестве причины, препятствующей отправке миссии, невозможность доступа на азербайджанские территории из-за оккупации их Вооруженными силами Армении. Но после того, как проблема оккупации была устранена, политической воли для отправки миссии у ЮНЕСКО все равно не нашлось. В основе подходов действующего главы организации Одри Азулы лежит четко артикулируемая проармянская позиция Франции, чей Сенат, как известно, сегодня готовится принять очередную ярко выраженную антиазербайджанскую резолюцию.
Многолетний вклад Азербайджана в работу ЮНЕСКО служил поднятию имиджа организации и повышению эффективности ее деятельности – этого правила Баку придерживается на всех площадках, где он представлен. Но если национальные интересы нашей страны систематически ущемляются, то ожидать, что подобные шаги останутся без ответа, было бы наивно. Мехрибан Алиева попрощалась с ЮНЕСКО – с присущими ей достоинством и дипломатической выдержкой. Доброй воли для организации, демонстрирующей равнодушие к трагедии азербайджанского народа длиной в 30 лет, у нас не осталось.