Пузыри имеют обыкновение лопаться: IT-компании бегут из Армении Расклад Хазара Ахундова
Экспертное сообщество Армении зафиксировало сдувание еще одного экономического пузыря: на сей раз «страна камней» попрощалась с мечтой стать хабом Южного Кавказа в сфере информационных технологий (IT). Поддержанный налоговыми льготами и низкими зарплатами армянских программистов, наличием субподрядов американских вендеров, а с 2022 года также и притоком российских релокантов, IT-сектор считался сравнительно динамично развивающейся отраслью в республике. Однако, согласно оценкам армянских экспертов, с 2023 года наблюдается ощутимый спад количества рабочих мест, снизились обороты в отрасли, а в текущем году заметно усилился массовый исход работающих в профильном сегменте релокантов, а также почти пятикратно сократилось число зарегистрированных в Армении IT-компаний.
А ведь все начиналось так хорошо, успехи в развитии информационных технологий демонстрировались в качестве витрины армянской экономики, а ереванский агитпроп для вящей убедительности продвигал слоганы, чуть ли не о явлении нового Бангалора или Силиконовой долины в армянском нагорье. Впрочем, чуть более шести лет тому назад в Армении ничто не предвещало наличия сколько-либо отличных показателей от общей динамики развития софтверного бизнеса на Южном Кавказе. Кардинальные перемены начались после прихода к власти прозападной команды Никола Пашиняна: убедившись в устойчивой смене парадигмы развития Армении, соответствующие инстанции в США, ЕС, других западных государствах сняли ограничения на сотрудничество в IT-секторе, традиционно относившимся к области повышенного режима безопасности и секретности.
Эти изменения наглядно отразила статистика: достигавшее восьми тысяч человек количество работников IT-сферы уже к концу 2018 года кратно возросло, а к началу 2022 года и вовсе достигло 23 тысяч специалистов в сфере программирования и системной интеграции. Большей частью это были небольшие местные софтверные компании и разработчики сетевых сервисов и приложений, также ведущих разработку цифровых продуктов в сфере искусственного интеллекта, криптовалют, систем блокчейна и т. д. Отраслевому импульсу способствовал ряд преимущественно внешних факторов: спрос на услуги армянских софтверных компаний самым непосредственным образом связан с тесным сотрудничеством с западными вендорами, в основном крупными компаниями США, расположенными в Силиконовой долине. Причем режим наибольшего благоприятствования для армянских программистов был пролоббирован с подачи армянского бизнеса в США, владеющего долевым участием в американских IT-компаниях. Собственно, именно это стало определяющим фактором, что неразвитая и бедная Армения с весьма узким внутренним рынком шесть лет назад неожиданно вырвалась вперед в сегменте информационных технологий. В частности, все мало-мальски заметные армянские софтверные компании являются локализованными филиалами международных вендеров (например, Picsart, Krisp, Service Titan) и в основном работают в качестве субподрядчиков в глобальных проектах, выполняя локальные разработки, преимущественно рутинную работу. Подобная схема объяснялась наличием в Армении «дешевых» рук и внедрения режима налоговых преференций.
Так, по сравнению с мировыми центрами цифровой индустрии в Армении около пяти-шести лет назад была сравнительно низкая заработная плата: в среднем IT-специалисты зарабатывали чуть более тысячи долларов США, и наличие специалистов с небольшим окладом стимулировало получение субподрядов от глобальных заказчиков. Ну а главным преимуществом считались фискальные преференции: так, ставка подоходного налога для IT-специалистов была снижена до 10% (для остальных сфер экономики 26% и более), а налог на прибыль для софтверных компаний сбросили до 0%. Однако вишенкой на армянском цифровом торте стал наплыв бегущих от войны и санкций российских релокантов – опытных программистов и обладающих мировым авторитетом софтверных компаний, с приездом которых в Армению был обеспечен более чем 70% рост в отрасли. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло: на фоне кровавой российско-украинской войны армянское правительство сделало ставку на софтверную миграцию, планируя довести к 2026 году отраслевой оборот до $1,04 млрд, задействовав в общей сложности около 35 тысяч специалистов, создав 16 тысяч новых рабочих мест. Однако, как это наблюдается и в других направлениях армянской экономики, спекулятивные пузыри имеют обыкновение лопаться.
«IT-сфера, провозглашенная в Армении стратегической и в последние годы считавшаяся двигателем экономического роста, переживает глубокий кризис. Стремительного роста, наблюдавшегося с 2022 года, уже нет и в помине, а с начала 2023 года в IT-секторе наблюдается застой и по количеству рабочих мест, и по зарплатам. Сфера, ранее обеспечивавшая 60-70% рост, вот уже два полугодия подряд фиксирует отрицательные темпы роста, что указывает на серьезные проблемы», — сообщил в минувшие уикенды армянским СМИ доцент Армянского государственного экономического университета, эксперт-аналитик Агаси Тавадян.
По его словам, виной тому потеря всех рыночных преимуществ, обеспечивавших в прошлом привлекательность профильному сегменту в Армении. Одним из препятствий развитию IT-сферы стало повышение курса драма по отношению к иностранным валютам: так, за два года обменный курс доллара США снизился с 430 драмов до 380 драмов, что оказало крайне негативное влияние на экспортоориентированные отрасли. В частности, согласно классической схеме «голландской» болезни, ревальвация драма привела к банкротству многих местных IT-компаний и как минимум обернулась удорожанием рабочих рук, полагает А. Тавадян. В то же время, в данной сфере наблюдался и прямой рост окладов: «Средние зарплаты в секторе уже к началу 2023 года резко выросли – с 700 тысяч до 1 млн драмов». Чтобы оценить, что это значит в реалиях Армении, необходимо отметить, что зарплата в один миллион драм в 3,8 раза превышает среднюю зарплату в «абрикосовой» республике.
Еще одним минусом для отрасли стали намеченные изменения фискальной политики государства. «Налог с оборота для малого и среднего бизнеса с 1 января 2025 года вырастет с 5% до 10%, установленные же для IT-компаний льготы по налогу на прибыль в течение 2024 года постепенно сошли на нет, напротив, пониженная 10% ставка налога на прибыль с начала будущего года возрастет до 20%», – отметил А. Тавадян, подчеркнув, что ликвидация этих льгот нанесет ощутимый удар по конкурентоспособности и развитию цифровой отрасли Армении, тем более что соседние страны предлагают гораздо более привлекательные условия для компаний данного профиля. Для сравнения, в соседней Грузии налог с оборота IT-компаний составляет всего 1%, в результате, полагает эксперт-аналитик, приехавшие в Армению два года назад программисты сегодня переезжают в более привлекательные в плане налогового режима страны: «Одно из основных направлений — Грузия, однако первое место занимает ОАЭ, кто-то переезжает в страны Восточной Европы, кто-то возвращается в Россию».
Столь же критично к сложившейся на армянском IT-рынке ситуации относится и экс-министр экономики Армении Ваан Керобян: на днях на своей страничке в соцсети он отметил, что основная причина нынешних неудач — упущение предоставленных стране возможностей. «Еще в марте 2022 года одна из лучших консалтинговых компаний мира по заказу Центробанка Армении представила правительству дорожную карту из 32 пунктов по развитию IT-сектора и создания в стране благоприятной среды для привлечения инновационного предпринимательства. Однако, чиновники, которым было поручено реализовать эту дорожную карту, не реализовали ни одного пункта этой программы, — сказал В. Керобян. — В результате мы своими руками подарили Грузии IT-сектор, который в начале 2022 года там полностью отсутствовал, а сейчас по объему практически равен отрасли в Армении». Экс-министр также подчеркнул, что только в первой половине 2024 года IT-сектор Армении сократился примерно на 13%.
Но хуже всего, что вместе с уезжающими в более дешевые и развитые страны релокантами наблюдается массовый исход собственно армянских софтверных компаний. Так, в первой половине 2024 года в 4,4 раза сократилось количество зарегистрированных в Армении IT-компаний – их число снизилось с 5163 до 1174. Согласно данным Комитета госдоходов РА, если в 2019 году 88,3% налогоплательщиков в IT-сфере были зарегистрированы в качестве граждан Армении, то уже в 2022-м показатель снизился до 52,8%, в 2023-м составил 48,4%, а по данным за январь-июнь 2024 года и вовсе сократился до 12,6%. Напротив, за тот же период наблюдался рост регистрации компаний с иностранными реквизитами: данный феномен А. Тавадян объясняет тем, что закрываются так называемые «почтовые ящики», зарегистрированные в прошлом с целью доступа к налоговым льготам. Сегодня, полагает эксперт-аналитик, льготы по налогу на прибыль отменены, возрастут и другие фискальные сборы, соответственно местные компании поменяли свой статус с армянской регистрации на иностранную. А это, как правило, означает увод прибылей в офшоры, многократное сокращение налоговых поступлений.