Реквием по виноградникам: в Армении умирает некогда ведущая аграрная отрасль Обзор Caliber.Az
Аграрный сектор Армении уже второй год переживает тяжелейший системный кризис: нехватка поливной воды, подорожание топлива и удобрений, а теперь еще падение закупочных цен на аграрное сырье и обвал экспорта в Россию подкосили многие традиционные отрасли. В числе наиболее пострадавших оказалось виноградарство. Из-за низких закупочных цен недовольные фермеры-виноградари перекрывают автомагистрали, а в конце сентября устроили акцию протеста у здания правительства в Ереване. Но все тщетно. Новое решение правительства по субсидиям оказалось провальным, и урожай винограда может остаться несобранным, поскольку за него не хотят платить винзаводы. И сегодня многие армянские фермеры задумываются о вырубке убыточных виноградников.
«Родина» винограда, библейская «колыбель» виноделия, республика «лучшего в мире» коньяка - какими только цветистыми эпитетами не награждали армянские пропагандисты сомнительные с исторической точки зрения заслуги Армении называться первопроходцем в искусстве Диониса и Бахуса, не говоря уже о весьма скромных ее достижениях в период независимости. Впрочем, все экскурсы в «славное» прошлое армянского виноградарства и вовсе теряют какой-либо смысл, принимая во внимание нынешнее плачевное состояние отрасли, переживающей тяжелейший кризис и грозящей республике потерей остатков виноградников – то есть ключевой сырьевой базы.
В отличие от соседей по Южному Кавказу сельское хозяйство Армении никогда не обладало мощным потенциалом, дающим основание рассчитывать на устойчивое импортозамещение и тем более превращение агропрома в ведущую экспортную статью. Сказывалась нехватка плодородных земель, запущенность ирригационных систем, неспособность правительства аккумулировать значительные бюджетные средства и тем более привлечь зарубежные инвестиции для технологической модернизации отрасли. Еще в годы СССР низкорентабельные виноградные плантации Армении дотировались из союзного бюджета, при этом более половины сырья – виноградного сусла, коньячных спиртов поставлялось на «родину виноделия» из соседних Азербайджана и Грузии, зачастую по себестоимости. В Армении сырье перерабатывали, в основном в бренди, и реализовывали уже по ценам, многократно превосходящим расходы на производство. Во многом эта халява кончилась после развала союзного государства, однако около четверти века бесперспективность армянского агропрома компенсировалась нещадным разграблением природного потенциала захваченных территорий Азербайджана, превращенных захватчиками в свою важнейшую сырьевую базу. Оккупанты активно использовали имеющиеся в Карабахе и семи захваченных районах Азербайджана виноградники, были разбиты новые плантации, на оккупированных землях также было незаконно построено несколько перерабатывающих предприятий, производивших виноградное сусло, коньячные спирты. Все эти полуфабрикаты и непосредственно виноградное сырье в немалом объеме вывозилось в Ереван и другие армянские города для переработки и производства вин и бренди.
Блистательная победа Азербайджана в Отечественной войне и освобождение оккупированных территорий в конце 2020 года положили конец безнаказанному грабежу природных ресурсов нашей страны, и в том числе лишили армянские винодельческие предприятия доступа к поступавшему из Карабаха дешевому сырью. В то же время выяснилось, что к окончанию Второй Карабахской войны пандемический кризис и вызванная им глобальная рецессия, по сути, обрушили традиционные рынки сбыта винодельческой отрасли Армении. И уже к концу лета 2021 года в этой республики начался кризис неплатежей, когда многие винодельческие и коньячные заводы отказываются принимать у фермеров продукцию, ссылаясь на отсутствие свободного места на складах и нереализованную винодельческую продукцию прошлого урожая. В лучшем случае виноград скупался ниже себестоимости, и в сентябре прошлого года это спровоцировало череду массовых митингов, перекрытия автострад, шествий в столицу виноградарей Араратской области, земледельцев многих других общин.
Как оказалось, продукция виноградарства - важнейшей отрасли армянского агропрома никому не нужна и в текущем году. За прошедшее время положение в винодельческой отрасли лишь ухудшилось, так как в результате экономических санкций (война в Украине) спрос на армянскую алкогольную продукцию резко снизился и в России, и в других странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). А с конца июля из-за оттока туристов резко снизилась динамика в туристическом и гостиничном секторах, сфере общепита, и в результате просел весьма малоемкий внутренний алкогольный рынок «страны камней».
Ранее, до 2018 года, заводы в больших объемах закупали более дешевый привозной спирт и сбывали его как местный, что было связано с высокой себестоимостью перегонки коньячных спиртов из винограда. И несмотря на законодательные изменения и запрет на производство коньяка, водки и других крепких напитков на импортных спиртах, многие местные алкогольные предприятия за счет «серых» схем продолжают производить под армянскими брендами такие фальсификаты. Все это также снижает спрос на местный виноград. К концу сентября средняя себестоимость производства винограда у армянских фермеров составляла около 120 драмов (около $0,30) за килограмм, ну а уровень закупочных цен на сырье у большинства винзаводов опустился ниже себестоимости его производства.
«Армянские виноградари сегодня не могут реализовать свой урожай. Если даже удается сдать на заготовительный пункт виноград, хотя бы ниже себестоимости, сельчанам приходится ждать выплат до года», - отметил на днях председатель Союза виноградарей Армении Артак Саркисян, комментируя очередной популистский шаг - недавние безуспешные попытки правительства поддержать отрасль. После массовых шествий и митингов фермеров перед зданием правительства в Ереване в конце сентября накануне на заседании Кабинета министров без доклада и обсуждения было принято решение, которое министр экономики Ваан Керобян анонсировал несколько ранее. До сих пор армянское правительство субсидировало кредиты крестьянских хозяйств, заключивших договора купли-продажи до 1 июля, а новым решением сроки заключения договоров продлены с 1 сентября по 30 декабря 2022 года. Таким образом, срок таких кредитов продлевается с 3 до 4 лет, а субсидия увеличивается с 8% до 11% (при процентной ставке до 14%).
Однако в правительстве так и не смогли убедить переработчиков увеличить закупочные цены, а также подписать с фермерами юридически закрепленные конкретные сроки выплат предприятиями-заготовителями. Не исполнено и другое требование протестовавших последнюю неделю виноградарей – предоставить прямые отраслевые дотации из бюджета. По сути, все послабления и преференции достались винодельческим предприятиям, которые фермеры обвиняют в подобии картельного сговора и отказе повышать закупочные цены на виноград выше негласно «согласованной» отметки.
«Фермеры взяли кредиты еще в феврале и уже потратили эти средства на выращивание винограда: какой сельчанин может себе позволить взять еще один кредит в сентябре, чтобы получить субсидию? Виноградари сегодня не могут реализовать свой урожай. Если даже удается сдать виноград, хотя бы ниже себестоимости, сельчанам приходится ждать выплат до года. Что будет от субсидирования правительством кредитов в отсутствие закупок, если выращенный виноградарями урожай так и остается на земле?», - посетовал А.Саркисян. По оценкам главы отраслевой ассоциации, объемы не собранного на плантациях и не закупленного урожая оцениваются в пределах от 90 до 120 тысяч тонн, а вовсе не 30 тыс. тонн, как утверждает правительство.
Так или иначе армянские виноградари остались недовольны политикой Минэкономики и правительства и на днях вручили медаль «За вранье» министру Ваану Керобяну, считая, что он не выполнил ничего из обещанного фермерам. Все происходящее в последние два года окончательно лишает армянских сельчан любых стимулов продолжать возделывать виноградники, часть из которых в скором времени может быть вырублена за ненадобностью или заменена посадками более рентабельных фруктовых деревьев.